Чем пахнет на вокзале

Чем пахнет на вокзале

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2020. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Многим из нас ещё с детства полюбился аромат железной дороги — такой волнующий, родной, полный романтики путешествий… Количество поклонников этого специфического запаха можно прикинуть даже по запросам в поисковике: многие интересуются химической формулой и даже пытаются воссоздать её в домашних условиях – чего мы делать, в общем-то, не рекомендуем.

Дабы не ходить вокруг да около, начнём с главного: характерный запах железной дороги — во многом заслуга железнодорожных шпал, пропитанных креозотом. Букет дополняют различные примеси: это и запах горящего каменного угля и опилочных брикетов, которыми отапливают вагоны и нагревают титан, и дым солярки от тепловозов, работающих на дизельном топливе, и тяжёлый «дух» мазута — от паровозов с нефтяными форсунками.

«А как быть с метро?» — спросит читатель. Что ж, этот аромат во многом близок железной дороге благодаря использованию того же креозота, однако он более тонкий, и имеет свои специфические, неповторимые нотки. К запаху шпал примешивается тормозная жидкость и ощутимый процент озона, который образуется из-за высокого напряжения на контактном рельсе метро. Завершают композицию ароматы краски, отсыревшей побелки и других отделочных материалов, которые почти не выветриваются из-под земли.

Креозот – французское слово, которое происходит от греческого «kreas» (мясо) и «sozo» (сохраняю). Это вещество представляет собой бесцветную (иногда желтоватую или жёлто-зелёную), легко воспламеняющуюся, маслянистую жидкость с сильным запахом и жгучим вкусом. Она состоит из смеси фенолов: гваякола, крезолы (трёх изомеров) и нафталина. Растворяется в спирте и эфире, и практически не смывается водой – поэтому железнодорожные шпалы, десятилетиями находясь под открытым небом, продолжают источать свой уникальный аромат.

Впервые креозот был получен Карлом фон Рейхенбахом в 1830 году из древесины бука. Это вещество нашло применение в качестве антисептика и лекарственного вещества при при туберкулёзе. Существует и другая вариация креозота, добываемая из каменноугольного дёгтя. Именно такой креозот применяется для консервирования дерева (пропитывание шпал, деревянных опор и т. п.) и предохранения его от гниения, для производства искусственных смол, а также как флотоагент при обогащении руд.

Несмотря на привлекательный для большинства людей аромат, креозот на самом деле сильно ядовит. Согласно последним исследованиям, это вещество является сильным канцерогеном, «виновно» в развитии болезней печени и провоцирует нервные расстройства.

При контакте с кожей креозот вызывает появление розовых пятен, усиленное ороговение кожи и даже появление бородавок. Кроме того, это вещество усиливает чувствительность кожи к свету (так называемый эффект фотосенсибилизации), последствии вызывая сильную её пигментацию.

Возможно появление светобоязни и слезотечения, а в редких случаях — поражение роговицы и даже её окрашивание (при продолжительном воздействии на вредном производстве). Пары креозота тоже вызывают ожоги – отсюда и болезни дыхательной системы (например, астма).

Однако всё это совсем не означает, что нужно держаться подальше от вокзалов и путешествовать любыми другими видами транспорта – ведь концентрация креозота в воздухе около железнодорожных путей незначительна. Да и потом, современные вокзалы (в большинстве своём) давно уже используют не деревянные, а бетонные шпалы.

Можно ли строить дома из шпал?

Нередко повидавшие виды шпалы – то есть, бывшие в промышленном использовании и списанные за ненадобностью либо после истечения срока службы (но всё ещё в хорошем состоянии), — используются в частном строительстве. Причём не только при постройке временных фундаментов и лёгких зданий (например, сараев и гаражей), но и для возведения жилых домов или дач. Особенно часто этим грешат работники железнодорожных предприятий – ведь они, как правило, имеют огромную скидку на отходы собственной отрасли.

Деревянные шпалы, безусловно, обладают рядом достоинств: они относительно лёгкие и прочные, не поддаются разрушению дождём и снегом, не привлекательны для насекомых и грызунов, и даже устойчивы перед землетрясениями. Вдобавок строгая геометрия длинных брусьев делает их удобными для монтажа, поэтому многие до сих пор соблазняются идеей быстрого и недорогого строительства из этого материала. — Увы, тем самым создавая серьёзную опасность здоровью обитателей таких домов.

Вам может казаться, что благодаря изоляции полиэтиленом и декоративной отделке стен запах минимален или отсутствует вовсе, однако мозг человека просто так устроен: мы быстро перестаём замечать фоновые запахи или звуки. В жаркую погоду креозот всё равно будет испаряться и проникать в комнаты через мелкие трещины в стенах, а в сильную жару из шпал может даже выделяется жидкость, которая пропитывает штукатурку насквозь и оставляет на ней рыжие пятна.

Небольшая концентрация, как уже упоминалось выше, вреда здоровью не принесёт. Во всяком случае, не больше, чем вся та химия, которой большинство людей ежедневно пользуется: лак для волос, дезодорант, освежитель воздуха… Однако опасность заключается в постоянном воздействии минимальных доз вредного вещества – не даром в странах Европейского союза после проведённых в 2003 году исследований креозот был запрещен для применения в гражданском строительстве.

Ещё один «камень в огород» отработанных шпал – это различные агрессивные воздействия, которым они подвергались во время эксплуатации. На пост-советском пространстве грузовые вагоны никогда не отличались герметичностью: через них на железнодорожное полотно просыпаются и проливаются самые разные химические вещества, часть из которых легко впитывается в древесину. Насколько это безопасно для человека, судите сами…

И, наконец, последний аргумент против строительства из железнодорожных шпал, пропитанных креозотом: это вещество весьма охотно горит, — а затушить его так же сложно, как и тлеющие торфяники. Поэтому при пожаре такие дома обычно полностью сгорают всего за 15-20 минут. Явно не лучшее вложение денег, времени и усилий – не правда ли?

Очень хочу рассказать вам о самых специфических запахах, о тех, что запоминаются лучше всего.

Итак! За три дня мы узнаем.

Природу 7 самых специфических и запоминающихся запахов.

ТОТ, КТО ХОТЯ БЫ РАЗ ПУТЕШЕСТВОВАЛ НА ПОЕЗДЕ ПО РОССИИ, НИ С ЧЕМ НЕ СПУТАЕТ ЗАПАХ ПОЕЗДА И ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ; у этого запаха тоже есть свои поклонники. Самый сильный запах исходит от шпал, обработанных креозотом, — маслянистой жидкостью, получаемой из древесного и каменноугольного дёгтя. Ядовитое вещество, представляющее собой смесь фенолов (главным образом гваякола и крезолов), применяется для консервирования дерева (пропитывание шпал, деревянных опор и т. п.) и предохранения его от гниения. Именно креозотом также пахнут и пути в метро.

В добавление к креозоту в букет ароматов поезда также добавляется запах горящего каменного угля и опилочных брикетов, которыми отапливают вагоны и нагревают титан, а также весьма характерный «запах туалета». Кроме того, на железной дороге всегда чувствуется запах солярки от тепловозов, работающих на дизельном топливе, а также запах мазута — от паровозов с нефтяными форсунками.

Ссылка на основную публикацию
Хранение машины в гараже плюсы и минусы
От того, в каких условиях хранится автомобиль, во многом зависит его техническое состояние, а также внешний вид, а при желании...
Фартуки для кухни отзывы какие лучше брать
Сегодня поговорим о самых популярных материалах для оформления рабочей зоны, сравним их и выясним какой же материал лучше всего подойдет...
Фейк ава в вк парня
Фото девушек на аву Фото девушек на аву Здесь вы можете найти для себя много реальных фото на аву красивых...
Хранилище игр на пк
Играй в любимые игры на любом компьютере без лагов и тормозов Играй в крутые игры Как работает Loudplay Мы предоставляем...
Adblock detector