Чем смазать настенные часы

Чем смазать настенные часы

Как почистить и смазать электромеханические часы, будильник?

Всем ретроградам Советского Союза посвящается этот рассказ! Или, как почистить и смазать механические часы или будильник.

Самые интересные ролики на Youtube

Пролог

Я страсть как не люблю покупать новые вещи, особенно, когда приходится выбирать между китайским и турецким ширпотребом самого низкого качества. Может быть поэтому, моя семья до сих пор пользуется механическими и электромеханическими часами советского производства.

На протяжении всего строка эксплуатации этих часов, я их несколько раз чистил и смазывал. Но, с каждым разом результат был всё хуже и хуже.

Часы я смазывал маслами МЦ-3 и МБП-12, которыми разжился, ещё когда работал на производстве.

Масло МЦ-3 применяется для смазки цапф крупных шестерён, а масло МБП-12 для самых нежных частей часового механизма – опор баланса и анкерного механизма, а так же палет и импульсного камня последнего.

Беда в том, что через пятнадцать-двадцать лет хранения, часовые масла настолько меняют свои свойства, что смазанные ими часы, либо еле-еле дышат, либо вообще не запускаются. Именно эта участь постигла мои масла образца 1973 года. Дело дошло до того, что продолжали ходить только одни часы.

Я, кончено, подстраховался и с помощью хороших друзей достал немного свежего масла (на картинке справа), как мне сказали, близкого по свойствам МБП-12. Покупать за бугром целый пузырь за 100$, не считая почтовых расходов, как то не хотелось.

Ну, а так как вчера остановились последние часы, то сегодня я решил проверить работоспособность этого масла.

Цапфы баланса, смазанные поверх старой смазки, позволили раскрутить маятник на всю катушку с полпинка. Ура! Теперь можно смело чистить и смазывать все часы.

Чистка и смазка часового механизма

Разверните видео на весь экран, чтобы увидеть в HD качестве.

Для замены смазки в часовом механизме, его нужно разобрать и промыть в бензине. Можно, конечно, и целиком разобрать, но можно и частично. Для промывки сгодится бензин марки Б70 (Калоша) или бензин для зажигалок.

При разборке будильников и других крупных часов никакого специального инструмента не требуется. Подойдёт инструмент, который используется для ремонта мелкой электронной техники.

Хорошо, если есть набор часовых отверток. Самую маленькую из них можно использовать в качестве дозатора для заливки масла в камни.

Чтобы наверняка удалить из камней остатки старого масла, не помешает пройтись по их внутренней поверхности остро отточенной зубочисткой.

При дозировании масла, нужно проследить, чтобы оно не «набегало» на цапфы баланса.

Таким способом, за пару часов мне удалось запустить три будильника, а также кухонные часы и таймер. Теперь вся квартира снова тикает.

Вот только, каждая такая профилактика навевает грустные мысли, когда задумываешься о том, что это ещё один шаг в небытие. Ведь, после каждой чистки и смазки, часы могут проработать 10-15 лет.

Дополнительные материалы

Комментарии (46)

Страниц: « 1 2 3 4 [5] Показать все

Валентина, я не мастер, я любитель. Последний раз разбирал часы с ноготок лет 30 назад.

Но даже я могу с уверенностью заявить, что к сожалению, вас обманули. Дело в том, что у часовых мастеров есть специальный прибор, позволяющий определить мгновенное отклонения хода часов. Даже в далёком прошлом такие приборы существовали, например — «ППЧ-7м». С его помощью можно откалибровать ход часов за считанные минуты. Точно так же он позволяет определить суточное отклонение, просто спустив часть завода пружины.

Отставание часов может быть связано со слишком большой амплитудой колебаний баланса (маятника). Если отставания часов постоянно в течении суток, в нашем случае примерно по минуте каждый час, то часы нужно просто отрегулировать с помощью градусника. Там есть такой рычажок, который меняет свободную длину волоска. Если механизм перебирали, и например, заменили баланс или волосок, то возможно градусник уже в крайнем положении и потребуется более серьёзная регулировка.

Что касается продолжительности хода на одном заводе, то она зависит от свойств пружины и лёгкости спуска. Если цапфы и камни изношены или масло имеет слишком большую вязкость, то время хода может уменьшится. Пружина тоже может потерять упругость.

Вообще, в золотых часах самое дорогое это не механизм, а корпус. Механизм можно вообще заменить целиком, например, на механизм от недорогих кварцевых часов, подходящего диаметра. Точность хода будет ещё выше, да и заводить не потребуется. Раз в пять лет нужно будет только менять батарейку.

Вам кстати золотое заводное колёсике не латунное не поменяли? Некоторые маЙстера и этим промышляют.

У меня Швейцарские часы нужно их почистить и смазать. Ходила в местную часовую мастерскую проконсутироваться сказали часы дорогие механизм дорогой обойдётся это всё в 8.500р Но как-то боязно вдруг испортят. Как быть?

Выбор то невелик — либо самому делать, либо доверить кому-либо. Чтобы выбрать мастера, врача и т.д., нужно просто уметь разбираться в людях. Тут советом не поможешь. Это приходит постепенно, путём проб и ошибок. В любой профессии не более 3% мастеров, остальные подмастерья.

Как почистить настенные часы с маятником, не разбирая, и чем.

Без разборки нельзя удалить старую смазку, поэтому никак.

Т.е., обязательно часы нести в мастерскую. И сколько это примерно будет стоить.

Понятия не имею. Я ни разу в жизни в часовые мастерские не обращался.

Страниц: « 1 2 3 4 [5] Показать все

В этой статье мы попросили мастера ответить на вопрос наших читателей: «Чем смазать часы с маятником?», а также дать полезные рекомендации по теме. Что из этого получилось, читайте далее.

Чем смазать часы с маятником

Добрый день, знаю, тема избитая, но тем не менее однозначного ответа на вопрос я не нашёл.
Что имею: есть настенные часы Янтарь с получасовым боем, двое часов Маяк с кукушкой и без, будильник Слава, а теперь ещё и настенные ОЧЗ четвертные.
Вот с последними проблемка: достались они мне в хорошем корпусе, но грязным механизмом. Причём грязным настолько, что при заведённых до упора(я их такими взял) часовой механизм не работает вообще(останавливаются секунд за 30), а бой работает через раз, периодически застревая и зависая. И передо мной встала задача это всё смазать. В принципе, Маяк, до этого, я смазывал веретёнкой, но их приходится периодически чистить и смазывать заново. Полазив по форумам, вычитал что «все смазки хороши, особенно самые дорогие лучше всех», но подойдёт и ПС-4, причём сразу и для настенных, и для будильников. А также, подойдут масла приборные, но тут мнения разнятся. Подскажите по маслам, отечественным и, желательно, не очень дорогим

Вопрос второй: что смазывать. Я, конечно, понимаю, что надо смазывать в основном оси механизмов, но на четвертных ОЧЗ явно виднеются следы смазки на скользящей муфте минутной стрелки, на ходовом колесе, на маятниковом подвесе, на активаторах молоточков и почти на всех рычагах. Правильно ли это?

И вопрос третий, бонусный: помнится, были четвертные ОЧЗ с переключением мелодий и отключением боя. У меня, к сожалению, более поздние. И как бы это отключение боя вернуть, ибо соседей жалко, часы останавливать каждый раз не дело, а все остальные часы, кроме Маяка, отключение боя имеют

Если часы грязные, вам просто смазка не поможет — надо спускать пружины, разбирать полностью механизм, чистить, мыть, потом собирать обратно и смазывать.

Я лично пользуюсь обычным маслом для швейных машин.

Прогресс не стоит на месте и, как и в других отраслях, он сильно продвинулся за последний век в технологиях, касающихся производства масел. Угадайте, какое направление также прогрессивно развивалось в последние 100 лет, при этом являясь наиболее требовательным к качеству и особенным свойствам масла? Отнюдь не часовое производство. Правильно — автомобильное. Современные синтетические моторные масла обладают высокими моющими, противоокислительными, противоизносными свойствами, крайне малой летучестью. Там где обычное часовое масло через год использования полностью испарится, пленка современного моторного масла будет присутствавать и работать, как и в первый день. Чтобы не быть голословным (ну, вдруг подумаете, что я ересь какую-то несу), почитайте статью о ремонте часов известного американского реставратора часовых механизмов Стива Нильсона: http://www.snclocks.com/Mechanisms/Fantastic-Clock-Mechanisms/Fantastic-Clock-Mechanisms/VR-338-Miniature/i-tcgSnkp
Он использует хорошее синтетическое моторное масло 5W40 при реставрации интерьерных часов уже довольно продолжительное время.

Читайте также:  Как создать сообщество в стим

Вторые настенные ОЧЗ-Янтарь вазелином и смазаны, но он мне не очень нравится как масло, грязь сильно собирает и высыхает года за 4 где-то

😀 Вазелин,так-то, не совсем для смазки часов. В аптеке вазелиновое масло, не вазелин. Вазелиновое масло ка раз не собирает грязь. Так как при высыхании испаряется, а не трансформируется в олифоподобнось.

Вполне возможно, вазелиновое масло и не такое грязное, как вазелин, но те часы ОЧЗ, которые им смазаны, я уже один раз разбирал из-за намотавшегося на ось волоса, места, где масло чуть потекло, сильно отличаются обилием пыли, хотя год после смазки часы уже ходят тьфу тьфу, и масло до сих пор жидкое, перемещение рычагов и маятника лёгкое. Последний раз я в них лазил когда регулировал рычаг отключения боя, месяцев 5 назад

Насчёт автомобильного масла — спасибо, подумаю. У меня как раз есть кастрол 5W30 магнатек и 5W40 лонг лайф, кажется. Первый лежит уже года 3 в литровой бутылке, второй вообще не вскрывался и куплен недавно
А этими маслами можно смазывать пружины без разбора барабанов? А то, я боюсь, обратно в барабан упихать пружину у меня сил не хватит. И мыть их без разбора можно?
Вообще у меня была идея в калошу добавить немного масла и в полученной смеси шестерёнки отмочить

Вот-вот, кастрол и никакого вазелина.

Мыть надо с разборкой, в этом нет абсолютно ничего сложного, поверьте. Если боитесь не собрать верно обратно, сделайте фото механизма со всех сторон, чтобы было понятно потом где что и как стояло. Барабаны также легко разбираются и собираются, главное — перчатки на руки и перед разборкой механизма спустить пружины (хотя бы доведя завод до нуля). Цапфы осей (отверстия) в платинах обязательно прочистить деревянными зубочистками, там жуть сколько грязи остается даже после мойки.

Да, еще и пугают некоторые, что пружина, при неправильном обращении, может вспороть живот.. :DТут где-то есть видео уроки, от нашего уважаемого модератора. В том числе и о барабанах-пружинах. Поищите в разделе ремонт..

Огромное спасибо, обязательно найду и посмотрю

Чем смазать часы с маятником

О расборке и сборке часового механизма я рассказывал здесь. Давайте рассмотрим процес чистки и смазки механизма.

Для чистки механизма часов понадобиться бензин калоша, он продается в хозяйственных магазинах или на рынке в отделах лаки-краски. Если такового не нашли можно использовать чистый медицинский спирт. Чистку производят кисточкой для рисования с укороченным ворсом, для крупных деталей можно использовать зубную щётку с мягкой щетиной. Так же понадобятся сухие берёзовые опилки, для этого достаточно сухой, но не гнилой брусок из берёзы отрезать ножовкой с небольшими зубьями и собрать опилки в небольшую коробочку.

Итак в ёмкость небольшого размера наливаем бензин калоша на высоту 1-1.5см. Чистят сначала баланс, затем все мелкие детали, потом крупные. Для чистки баланса его просто опускают в ёмкость с бензином и «полоскают» держа за обод. Затем баланс необходимо вынуть и положить в коробочку с опилками, и немного потрусить. Трусить нужно так, чтоб не запутался волосок маятника (спираль). Для этого достачно несколько раз резкими движениями поводить коробочку с опилками и балансом «туда-сюда» по плоскости стола. Чистим анкерную вилку и ложим на папиросную бумагу, вообще чищенные детали желательно вылаживать на чистую гладкую бумагу, чтоб к ним не цеплялся мусор и пыль со стола. Необходимо сушить все детали после того как достали их из бензина резиновой грушей, за исключением баланса, его сушат после того как достают из опилок слегка продувая грушей (чтоб не запутался волосок). Чистим мост анкерной вилки и ангренажа, затем колёса и мост пружины, платину и барабан с пружиной чистим в последнюю очередь. Для чистки барабана необходимо его открыть, снять крышку. Чтоб снять крышку достаточно с противоположной стороны крышки, на вал (корэ) барабана надавить обратной стороной пинцета. После того как вы все детали и узлы почистили необходимо как можно быстрее собрать механизм , чтоб не попала пыль которая находиться в помещении.

Маятниковые часы

Тик так, Тик так – этот звук мы вспоминаем, когда думаем о часах. Хотя подавляющее большинство современных часов едва ли издают хоть какой-то звук. Не так давно почти каждые часы издавали характерный для часов звук, потому что они были полностью механическими, а не электронными. Раньше для того чтобы часы работали было необходимо поворачивать ключ, заводить пружину, после прислушавшись можно было услышать как работают шестерни. Так давайте разберёмся, как на самом деле работают старомодные маятниковые часы.

Что такое маятник?

Маятник представляет собой стержень, который висит вертикально и раскачивается из стороны в сторону под действием силы тяжести. Как обнаружил итальянский учёный Галилео Галилей(1564-1642), полное колебание маятника занимает одинаковое время. В теории, единственное, что влияет на колебание маятника, это его длина и сила тяжести. Для относительно небольших колебаний, время (Т), которое требуется для того, чтобы маятник сделал одно полное колебание(известное как период) вычисляется по следующему уравнению:

Где, l — это длина маятника, g – мера силы тяжести(ускорение свободного падения). Из этого уравнения видно, что вам надо в 4 раза увеличить длину маятника, чтобы в 2 раза увеличить время колебания.

Как маятник работает?

Маятник работает путём преобразования кинетической энергии в потенциальную и обратно. Когда маятник находится в крайнем положении он имеет максимальную накопленную энергию(потенциальную энергию). В самой нижней точке, максимально близкой к земле потенциальная энергия переходит в кинетическую и имеет её максимальное значение в этой точке. Таким образом, маятник постоянно переводит потенциальную и кинетическую энергии друг в друга, что является примером простого гармонического колебания. Если бы трение соприкасающихся элементов и сопротивление среды(воздуха) отсутствовало, то есть были созданы идеальные условия, то маятник бы совершал колебания вечно. Но в реальных условиях маятник учитывая вышеперечисленные факторы замедляется. Но что является очень важным для хронометража, даже при уменьшении амплитуды колебания время колебания маятника не изменяется. Галилей сразу отметил эту полезную функцию, но построить маятниковые часы ему так и не удалось, удалось лишь представить модель маятниковых часов в 1642 году. Галилей передал свои труды датскому учёному Христиану Гюйгенсу. Он и сделал первые маятниковые часы в 1650 году.

Как работают маятниковые часы?

Почти все маятниковые часы сконструированы следующим образом: в часовом механизме, который Вы видите, груз 1 с помощью троса через валик 2 приводит в движение систему колес. Этот груз обеспечивает энергию для часов. Усилие через несколько колесных пар передается на тормозное колесико 3. Проворачивание часового механизма тормозится в результате взаимодействия тормозного колесика 3 и анкера 4 и регулируется маятником 5. Тормозное колесико будет продвигаться дальше лишь в том случае, если маятник приведет анкер в такое положение, когда он отпустит тормозную шестеренку. Одновременно другой конец анкера проходит в пространство между шестеренками и тем самым ограничивает движение тормозного колесика 3 на половину длины зубчика. Теперь, когда маятник будет совершать обратное движение, зубчик надавит на анкер и через стержень передаст усилие на маятник. Маятник при этом получает небольшую дополнительную энергию, что компенсирует имеющиеся у него потери на трение. Эта игра повторяется при каждом движении маятника. Таким образом, тормозное колесико движется в такт колебаниям маятника. Через несколько шестеренок оно соединено с минутной шестеренкой 7. Скорости промежуточных шестеренок рассчитаны таким образом, чтобы минутная шестеренка проворачивалась один раз в час, т.е. со скоростью большой стрелки, соединенной с минутной шестеренкой. И, наконец, шестеренки 8, 9 и 10 служат для того, чтобы маленькая стрелка двигалась в 12 раз медленнее, чем большая. Комбинацию из стрелок 8, 9 и 10 называют также стрелочным механизмом.

Читайте также:  Как перетащить объект в фотошопе

Недостатки маятниковых часов.

Как мы рассмотрели выше, время колебания маятника зависит от длины стержня и силы тяжести. Но длина металлического стержня может изменяться при изменении температуры, это изменение незначительное, но будет оказывать влияние на точность измерения времени. То же касается силы притяжения. Часы ближе к центру земли, на уровне моря и высоко в горах будут отсчитывать время не одинаково. Так же применение маятников часов на корабле практически невозможно, или очень затруднено. Но все эти проблемы были только на заре появления маятниковых часов. В процессе развития науки все проблемы были решены.

Возможно у Вас есть свои мнения на тему «Чем смазать часы с маятником»? Напишите об этом в комментариях.

William Warby, flickr.com CC BY

Старинные настенные часы с боем — это квинтэссенция точной механики и эстетического наслаждения. Громкое тиканье часов наполняет дом уютом и теплом. Но иногда тиканье неожиданно смолкает. Бывает, что это связано с износом или поломкой механизма. Но гораздо чаще дело в банальном загрязнении и загустевшей смазке. Человеку умелому вполне по силам решить проблему своими руками…

Настенные часы с боем фирмы Kienzle весьма распространены в России. До первой мировой войны немецкие часы импортировались официально в изрядных количествах, а после Великой Отечественной солдаты, возвращаясь из Германии, частенько везли с собой трофейную точную механику.

Историю именно этих часов проследить, наверное, уже невозможно. По крайней мере, в нашей семье они находятся уже более полувека, а что было до этого – скрыто в глубине лет. Но кое-что установить можно. Фирма Kienzle использовала для клеймения механизмов настенных часов несколько логотипов. На механизме этих часов проставлено клеймо Flügelrad (крылатое колесо).

Именно такое клеймо – с колесом в виде циферблата без стрелок и с надписью Kienzle – было зарегистрировано в 1898 году и использовалось вплоть до 1922 года, когда на логотипе вместо часового циферблата появились часы со стрелками, а крылья стали более простыми и графичными.

Надпись D.R.PATENT означает Deutsches Reich Patent – патент германской империи и применительно к часам обычно использовалась вместе с номером 147023. Это патент Э. Шленклера на механизм боя с вынесенным на переднюю платину счетным колесом.

На механизме номера патента 147023 нет, но если присмотреться к форме рычагов механизма боя и расположению колес — конструкция один в один.

Механизмы по патенту 147023 выпускались фирмой Kienzle с 1902 по 1914 год, что не противоречит клейму. Оставшиеся обозначения 43 см/104 представляют собой чисто техническую информацию – длину подвеса маятника (43 см) и количество его ходов в минуту (104).

Таким образом, можно сделать вывод, что часы изготовлены в период с 1902 по 1914 год. Часы, скорее всего, оригинальные, так как стекло дверки корпуса с фацетом (широкой фаской по краю), а сзади на корпусе есть две наклейки на немецком языке. Одна практически уничтоженная и нечитаемая, а вот вторая сохранилась полностью.

Надпись «Diese Schraube mit Messing-kopf ist vor Ingangsetzen der Uhr zu entfernen» Google-переводчик интерпретировал как «Этот винт с бронзовой головкой необходимо удалить перед запуском часов». Винт, кстати, оставлен на месте, так как без него бой часов становится мягким и тихим, кабинетным. А сейчас это мощный и раскатистый, почти колокольный звук. Насколько я понимаю, ничего страшного в этом нет, просто Rundgong превратился в Tonfeder, обе конструкции широко используются в часах с боем.

Как устроены настенные часы с боем?

Промывку и чистку настенных часов обычно проводят с полной разборкой часового механизма. И перед такой ответственной операцией стоит познакомиться с устройством часов, чтобы случайно чего-нибудь не напортачить.

В данном случае имеется маятниковый пружинный часовой механизм с боем часов и получасов.

Устройство само по себе довольно простое, но разобраться в нем по фотографии затруднительно. Поможет схема, приведенная в книге В.В. Трояновского «Ремонт часов», выпущенной в 1961 году.

Практически все детали механизма хода размещаются между двумя пластинами – передней и задней платинами 2. Передней считается платина со стороны циферблата (на схеме справа).

Источником энергии является пружина, размещенная в барабане 1. С барабана вращение передается на добавочное колесо 3, центральное колесо 4, промежуточное колесо 7 и анкерное колесо 8.

Зубья анкерного колеса имеют особую форму, позволяющую ему взаимодействовать со скобой 9 анкерного хода. Движением скобы через вилку-поводок 6 управляет маятник (на схеме не показан), размещенный на подвесе 5. Подвес закреплен на детали 10 с чудным названием «пендельфедер», что, впрочем, в переводе с немецкого означает всего лишь «пружина маятника».

На выступающей оси центрального колеса расположена стрелочная передача – минутный триб 11, вексельное колесо 12 и соосное с минутным часовое колесо 13. Минутная и часовая стрелки насажены на оси минутного и часового колес соответственно.

Под минутным трибом на той же оси находится двузубый кулачок, связывающий ходовой механизм с механизмом боя. Двузубый кулачок вращается вместе с минутной стрелкой и два раза в час запускает бой часов.

Колесный механизм боя также расположен между платинами и включает в себя: пружину в барабане 1, добавочное колесо 2 с расположенным на той же оси программным колесом, подъемное колесо 3, несущее на своей оси подъемные звездочки для молоточков боя, первое стопорное колесо 4, второе стопорное колесо 5 со штифтом, регулятор частоты вращения («ветрянка») 6.

Вся автоматика механизма боя расположена перед передней платиной сразу за циферблатом.

Механизм включает в себя двузубый кулачок минутной оси 1, подъемный рычаг 2, образующий единую деталь с рычагом замыкания 3, который поднимает рычаг отмыкания 4, опирающийся штифтом на кулачок 6. Также рычаг замыкания 3 при поднятии удерживает штифт колеса 5 (второе стопорное колесо). Рычаг отмыкания жестко связан со считывающим рычагом 7, который взаимодействует с программным колесом 8.

Работа механизма боя состоит из этапов подготовки к бою и непосредственно боя. Подготовка к бою проходит за 3-10 минут (зависит от формы кулачка 1) до времени боя. При этом кулачок 1 постепенно поднимает рычаги 2 и 3, а через них и рычаги 4 и 7 до тех пор, пока штифт рычага отмыкания 4 не выйдет из зацепления с выступом кулачка 6. Механизм боя проворачивается до зацепления штифта колеса 5 с выступом поднятого рычага замыкания 3. Колесо 5 успевает сделать около половины оборота. Механизм готов к бою.

При дальнейшем повороте кулачка рычаг 2 падает с зуба кулачка, деталь поворачивается, и рычаг замыкания 3 освобождает штифт стопорного колеса 5. Система начинает работать, подъемное колесо поднимает молоточки и сбрасывает их на тонфедер (спиральный гонг).

За один оборот кулачка 6 проходит один удар молоточков. Дальнейшая работа механизма зависит от положения программного колеса. Если считывающий рычаг 7 находится над прорезью программного колеса 8, то штифт рычага отмыкания, скользя по профилю кулачка 6, упрется в выступ кулачка и остановит механизм. Так пробиваются получасы.

Если же считывающий рычаг находится над выступом программного колеса, то опуститься рычаг не сможет, штифт рычага отмыкания 4 не упрется в выступ кулачка. Кулачок сделает еще один оборот, а молоточки – еще один удар. И так до тех пор, пока считывающий рычаг не упадет в следующую прорезь программного колеса. Количество ударов зависит от расстояния между двумя вырезами. Один оборот программное колесо делает за 12 часов – полный цикл работы механизма боя.

Какие инструменты понадобятся для работы?

В отличие от наручных часов, детали настенных гораздо более крупные и прочные, поэтому никакого специального «часового» инструмента не понадобится. Тем не менее, неплохо бы иметь:

  • пинцеты (1-2 штуки)
  • небольшие плоскогубцы, пассатижи или гаечный ключ подходящего размера
  • жесткая щетка (зубная с укороченной щетиной)
  • настольные тисочки или какое-то приспособление для закрепления механизма в удобном для работы положении

Как разобрать настенные часы?

При разборке часов, прежде всего, снимают маятник, чтобы не повредить пружину пендельфедера. Маятник чаще всего просто висит на крючках. После этого выкручивают два шурупа или винта, крепящие механизм, и выдвигают его из корпуса.

Читайте также:  Элемент управления 1с печать штрихкодов

Дальнейшую разборку можно вести на столе. Сначала снимают стрелки. Обычно они крепятся стальным штифтом, но здесь штифт кто-то заменил кусочком медной проволоки.

Штифт или проволоку снимают. После чего снимают стрелки. Минутная сидит свободно на квадратной оси, а вот часовая – на круглой и удерживается на трении. При снятии часовой стрелки нужно чем-то придерживать полую часовую ось, иначе можно повредить часовую шестерню.

После этого снимают циферблат. Он удерживается четырьмя штифтами, которые можно легко вынуть пассатижами.

Теперь открывается доступ к механизмам под циферблатом и можно спустить заводные пружины.

Пружина удерживается через храповое колесо 1 собачкой 3, которую поджимает плоская пружина 2. Для спуска пружины на квадратный конец оси надевают заводной ключ и, отводя собачку пинцетом, осторожно распускают пружину. Делать это лучше вдвоем по пол-оборота за один раз, так как пружина очень мощная. Точно также распускают и вторую пружину.

Теперь пришла очередь снять все навесные детали. К ним относятся: подвес маятника с пендельфедером, рычаги механизма боя, часовое и вексельное колеса. Все эти детали крепятся штифтами.

Также откручивают два винта и снимают прижимные планки с храповыми колесами заводных барабанов. Храповые колеса с виду одинаковы, но не взаимозаменяемые, их важно не перепутать.

Теперь можно отпустить крепежные гайки со стороны одной из платин и аккуратно разъединить их. Механизм превращается в груду отдельных частей.

Барабаны пружин нужно пометить, чтобы не перепутать. Несмотря на то, что с виду они абсолютно одинаковы, пружина в барабане боя сильнее. У меня программное колесо снять с оси без приложения чрезмерных усилий не удалось, барабан боя остался на месте, поэтому перепутать их не получится. Также на месте осталась и ось центрального колеса с минутным трибом.

Как промывать детали настенных часов?

После разборки производят ревизию состояния деталей. В случае износа или повреждения производят ремонт. Описание способов ремонта деталей настенных часов выходит за рамки данной статьи. Скажу лишь, что при наличии желания и соответствующего оборудования восстановить можно практически все. А в данном случае необходимо всего-навсего хорошо промыть и очистить механизм.

Промывают детали часовых механизмов в высокоочищенном бензине-растворителе типа «Галоша» или «Калоша» (Нефрас С2-80/120). Он продается в хозяйственных магазинах. Для промывки лучше использовать емкость подходящего размера из стойкого к бензину материала (нержавеющая сталь, глазурованный фарфор, стекло). По мере загрязнения бензин меняют.

Зубчатые колеса, рычаги и платины очищают жесткой щеткой (зубной со срезанным до 5-7 мм ворсом), отверстия в платинах аккуратно прочищают деревянными зубочистками до тех пор, пока зубочистки не перестанут пачкаться.

Существует соблазн отдраить детали с применением абразивных материалов, но так делать нельзя. Для защиты от потускнения в старых часах часто использовалось покрытие деталей лаком, который легко повредить. Деталь с поврежденным лаковым покрытием тускнеет после чистки очень быстро.

Барабаны пружин промывают в открытом виде. Перед вскрытием барабанов нужно пометить положение крышки, чтобы поставить ее потом в точно такое же положение.

Также хорошо вынуть пружину, промыть и смазать вне барабана. Для извлечения и установки пружины в барабан используют специальные приспособления или просто сильные руки. При заправке пружины вручную необходимо соблюдать меры предосторожности: работать в хлопчатобумажных перчатках и защитной маске или хотя бы очках. Кроме того, при такой заправке легко повредить край пружины. Поэтому я вытаскивать пружины не рискнул, ограничившись промывкой и смазкой при открытой крышке.

Как собрать настенные часы?

Сборку механизма лучше производить на подставке, которая позволит закрепить переднюю платину в горизонтальном положении. Но можно собирать и просто на столе.

Сначала устанавливают на место барабаны пружин, промежуточное и центральное колеса ходового механизма, добавочное колесо с программным диском механизма боя. Эти детали хорошо удерживают друг друга и проблем не создают.

Теперь устанавливают остальные колеса механизмов хода и боя. Колеса устанавливают по принципу «матрешки наоборот» — от больших к меньшим. Собрать механизм неправильно просто не получится, на чужое место колеса не поместятся или не войдут в зацепление с соседними трибами.

После установки всех колес на механизм накладывают заднюю платину с небольшим перекосом, чтобы в свои отверстия вошли оси барабанов и больших колес нижней части механизма. Цапфы осей колес в верхней части, скорее всего, просто упрутся в платину. Если длина резьбы на нижних колонках позволяет, то можно слегка зафиксировать платину двумя гайками.

Теперь по очереди, от больших колес к меньшим, пинцетом вводят цапфы осей в отверстия задней платины. Платина при этом слегка прижимается рукой, но так, чтобы не повредить цапфы осей колес. По мере установки осей платина постепенно садится на свое место. После окончательной установки производится фиксация платины всеми четырьмя гайками на колонках.

Теперь нужно проверить правильность сборки. Колеса должны вращаться свободно, без малейших заеданий. Если все в порядке, то устанавливаются навесные детали (храповики барабанов, рычаги механизма боя) и мост с анкерной скобой.

Мост крепится на двух винтах и требует регулировки. Может быть, существуют какие-то специальные способы точной установки моста, но я делал так. Установил механизм строго вертикально, прихватил мост винтами, чтобы можно было сдвигать его с небольшим трением. Немного завел пружину хода, и передвигал мост, одновременно слегка подталкивая вилку-поводок анкерной скобы. И в какой-то момент механизм затикал. Теперь осталось отрегулировать ровный и устойчивый ход, закрепить мост окончательно и проверить работу анкера с маятником.

Смазка настенных часов

Смазка настенных часов производится часовым маслом. Оно имеет низкую вязкость и долго не высыхает. К сожалению, достать его довольно сложно. В качестве заменителя проще всего использовать вазелиновое масло, которое легко купить в аптеке. По своей вязкости оно хорошо подходит, а в старых книгах по ремонту часов и вовсе предлагается для смазки крупногабаритных часов как полноценное часовое.

Ни в коем случае нельзя смазывать часы другими, не предназначенными для этого маслами – моторным, силиконовым и уж, конечно, подсолнечным. Свойства этих масел совершенно не соответствуют требованиям – они имеют высокую вязкость, быстро сохнут, коксуются. Максимум, чего вы добьетесь, это необходимости повторной чистки буквально через несколько дней.

В настенных часах смазываются цапфы осей колес нанесением небольшого количества масла в углубления платин возле отверстий (от 1/2 до 2/3 объема углубления), анкерная скоба, цапфы осей рычагов механизма боя. Зубчатые колеса и трибы смазывать не надо.

Регулировка настенных часов

Теперь осталось окончательно собрать механизм, установив на место циферблат и стрелки, и установить часы в корпус. При этом нужно проверить звук боя, при необходимости подогнуть молоточки.

Настенные маятниковые часы очень чувствительны к положению корпуса часов. Выставляется правильное положение на слух по звуку хода часов. Тиканье должно быть равномерным и устойчивым. Бывает, что после регулировки положение часов слишком уж заметно отличается от вертикального. Для исправления нужно изменить положение вилки-поводка относительно анкерной скобы, там предусмотрена посадка на трении. После этого необходимо снова выставить положение часов. Для фиксации положения часов в нижней части корпуса есть два винта с заостренными концами, их слегка вдавливают в стену.

Осталось выставить точность хода. Для этого устанавливают часы по сигналам точного времени и проверяют расхождение через сутки. Регулируется ход изменением длины маятника с помощью регулировочной гайки. Если часы спешат, то гайку следует открутить, увеличив длину, иначе закрутить. Один оборот гайки обычно соответствует изменению хода на одну минуту в сутки.

Хорошо вычищенные и настроенные часы убегают или отстают не более чем на несколько секунд в сутки. Вазелиновое масло сохнет быстрее, чем специальное часовое, поэтому осматривать часы желательно каждые полгода и своевременно повторять смазку (не реже одного раза в 2-3 года).

Ссылка на основную публикацию
Хранение машины в гараже плюсы и минусы
От того, в каких условиях хранится автомобиль, во многом зависит его техническое состояние, а также внешний вид, а при желании...
Фартуки для кухни отзывы какие лучше брать
Сегодня поговорим о самых популярных материалах для оформления рабочей зоны, сравним их и выясним какой же материал лучше всего подойдет...
Фейк ава в вк парня
Фото девушек на аву Фото девушек на аву Здесь вы можете найти для себя много реальных фото на аву красивых...
Хранилище игр на пк
Играй в любимые игры на любом компьютере без лагов и тормозов Играй в крутые игры Как работает Loudplay Мы предоставляем...
Adblock detector