Что такое потоковое мультимедиа

Что такое потоковое мультимедиа

Общие сведения о потоковом мультимедиа

Потоковое мультимедиа (от. англ. stream media) — это мультимедиа, которое непрерывно получается пользователем от провайдера потокового вещания. Это понятие применимо как к информации, распространяемой через телекоммуникации, так и к информации, которая изначально распространялась посредством потокового вещания (например, радио, телевидение) или непотоковой (например, книги, видеокассеты, аудио CD).

Первые попытки отображения мультимедиа информации на компьютерах начались в середине XX века. Однако, прогресс в этой сфере был очень малым, вследствие высокой стоимости и ограниченных возможностей компьютеров тех времён.

С конца 1980-х и до 1990-х компьютеры, доступные потребителям, уже были способны отображать различные виды информации. Основными техническими проблемами потокового вещания были:

— наличие достаточно производительного CPU и шины для передачи мультимедиа необходимого битрейта

— создание ОС, при работе которых гарантируется высоконадёжная передача данных.

Тем не менее, компьютеры сети оставались ограниченными, а потоковое мультимедиа уступало традиционному (CD-ROM).

В период с 1990 до 2000 пользователи интернета получили:

— высокую пропускную способность сетей, в частности, на последней миле

— возросло количество абонентов сетей, особенно Интернета

— стали использоваться стандартизованные протоколы и форматы, такие как TCP/IP, HTTP и HTML

— появилась коммерция в Интернете

Эти достижения в области сетей в совокупности с высокопроизводительными домашними компьютерами и современными операционными системами сделали потоковую мультимедийную информацию доступной широкому кругу простых пользователей. Автономные приёмники интернет-радио предлагали пользователям возможность прослушивания потокового звука без наличия компьютера.

В основном, мультимедиа информация занимает большие объемы, так что затраты на хранение и передачу подобной информации всегда велики; поэтому, в большинстве случаев, передаваемая в поток информация сжимается при передаче в сеть вещания.

Мультимедиа потоки бывают двух видов: по запросу или живыми. Потоки информации, вызываемой по запросу пользователя хранятся на серверах продолжительный период времени. Живые потоки доступны короткий период времени, например, при передаче видео со спортивных соревнований.

Потоковое вещание и хранение информации

Размер, необходимый для хранения потоковой мультимедиа информации (в большинстве файловых систем выражается в мегабайтах, гигабайтах, терабайтах и т. д.) вычисляется в зависимости от скорости передаваемой информации и продолжительности информации по следующей формуле (для одного пользователя и файла):

размер хранилища (в мегабайтах) = продолжительность (в секундах) * битрейт (в кбит/с) / (8 * 1024)

Один час видео, закодированного со скоростью 300 кбит/с (типичное видео транслируемое в интернете, имеющее размер 320?240 пикселов) будет занимать:

(3,600 с * 300 кбит/с) / (8*1024) порядка 130 Мб места на диске

Если файл, хранимый на сервере с режимом передачи по запросу будет просматриваться 1000 людей одновременно по протоколу Unicast (1 клиент — 1 соединение), то сервер должен иметь следующую пропускную способность:

300 кбит/с * 1,000 = 300,000 кбит/с = 300 Мбит/с сетевого интерфейса

Это эквивалент порядка 125 Гб информации в час. Разумеется, при использовании протокола Multicast нагрузка на сервер намного ниже, так как для передачи информации всем клиентам используется единственный поток. Следовательно, такой поток будет занимать всего 300 кбит/с сетевого интерфейса сервера.

Потоковое вещание — это мультимедийный контент, который пользователи непрерывно получают от провайдера услуг. Термин в том числе применим как к таким источникам передачи информации, как радио и телевидение.

Передача потокового видео использует технологии сжатия и буферизации данных, благодаря чему трансляция ведется в режиме реального времени при отправке потока как последовательности сжатых пакетов. Особенность такого метода в том, что пользователю не нужно дожидаться полной загрузки видео файла для того, чтобы начать просмотр.

Способы передачи потокового видео

Для просмотра потокового видео на устройстве пользователя должен быть установлен специальный видеоплеер, поддерживающий эту функцию. Кстати, поставляемый в комплекте стандартного набора ПО Windows Media Player относится к таковым. Среди прочих популярных программ стоит отметить Quicktime Player и RealOne Player.

Однако отсутствие программы на ПК не ограничивает пользователя: в интернете есть множество ресурсов, поддерживающих потоковое онлайн вещание. Самыми известными из них являются Twitch и Youtube. В последнее время технологию подхватили популярные социальные сети – например, Facebook и Вконтакте.

Однако отсутствие программы на ПК не ограничивает пользователя: в интернете есть множество ресурсов, поддерживающих потоковое онлайн вещание. Самыми известными из них являются Twitch и Youtube. В последнее время Facebook и Вконтакте.

Для трансляции потокового мультимедиа обычно используется один из двух способов:

  • Последовательный – видеофайл воспроизводится с жесткого диска компьютера пользователя или сервера провайдера услуг. Как правило, при передаче таким способом качество изображения и звука выше. К недостаткам стоит отнести то, что невозможно переключить ролик с одного момента на другой, не дождавшись его буферизации. То есть, интересующий фрагмент должен быть загружен, чтобы пользователь смог его просмотреть. Для трансляции подходит обычный веб-сервер.
  • В реальном времени – требует наличия потокового сервера. Этот метод больше подходит для передачи видеофайлов большой длительности. Пользователь может выбрать место, с которого он хочет начать просмотр. Также этот вид потокового мультимедиа вещания используется для трансляции с веб-камеры или захвата экрана.

Используемые форматы и протоколы

Согласно общепринятым нормам, для трансляции видео сегодня используется несколько стандартов сжатия мультимедиа.
К ним относятся:

  • MPEG. Первая версия разработана группой специалистов Moving Picture Experts Group в 1988 году. Сегодня актуальны стандарт MPEG-2, используемый для кодирования видео и аудио на DVD, передачи спутникового и кабельного ТВ-сигнала. MPEG-4, кроме вышеперечисленного, регламентирует особенности сжатия 3D-объекктов, видеотелефонии и широкоформатного вещания;
  • RealVideo. Видеокодек, разработанный компанией RealNetworks в 1997 году. Формат подходит для трансляции сигнала в сетях TCP/IP (Интернет), однако для локальной сети это не лучший вариант;
  • QuickTime. Технология, созданная компанией Apple в 1991 году. Этот мультимедийный фреймворк задействован во всех устройствах производителя, выполняющих вещание или принимающих потоковое видео.

Передача данных в сфере видеотрансляции регламентируется такими протоколами:

  • UDP – отправляет поток метаинформации отдельными небольшими пакетами. К недостаткам можно отнести то, что получение пакета пользователем не гарантируется;
  • RTSP – аналогичный протокол, «заточенный» на передачу аудио и видео;
  • TCP – гарантирует корректность полученной информации. Требует буферизации данных на стороне клиента;
  • Unicast – отправка отдельной копии файла каждому пользователю. Неэффективен при большом количестве пользователей, так как требует наличия мощных серверов;
  • Multicast – передача по сети одной и той же информации группе пользователей. Требует корректной настройки маршрутизации. К недостаткам относится невозможность реализовать функцию «видео оп запросу»;
  • P2P – используется для передачи между пользователями предварительно записанного мультимедийного файла. Позволяет снизить нагрузку на сервер.

Сферы применения потокового видео

Потоковая передача видео в реальном времени сегодня прочно закрепилась в жизни большинства пользователей интернета.

Технология широко используется для решения многих задач.

Просмотр видео в интернете

Как известно, в Глобальной Паутине найдется все – главное уметь искать. Пользователи могут посмотреть любой фильм, мультфильм или видеоклип в удобное время. Интересный факт: пальму первенства вот уже который год стабильно удерживают фильмы категории «18+»;

Видеосвязь

Да, популярные мессенджеры, поддерживающие эту функцию – например, Skype, используют те же технологии и протоколы. Кроме того, видеосвязь сегодня способно обеспечить большинство популярный социальных сетей, а также многие специализированные ресурсы.

Стоит отметить, что видеосвязь может не только удовлетворить потребность в общении и развлечении (как, например, сервис «Чат Рулетка» со случайным подбором собеседника), но находит и практическое применение во время организации обучающих вебинаров или онлайн-конференций.

Просмотр трансляции с веб-камер

Не покидая собственной квартиры, любой пользователь может посмотреть на известные достопримечательности, прочие интересные места или на нашу планету с борта МКС. Однако развлечением использование веб-камер не ограничивается: в последнее время все большую актуальность обретает наблюдение за избирательными участками во время выборов, что помогает обнаружить нарушения.

Широко применяется видеонаблюдение службами безопасности, однако в этом случае трансляция ведется не через интернет, а по локальной сети.

Стриминг

Благодаря доступности технологий при наличии соответствующего оборудования любому пользователю интернета доступно создание собственной трансляции. Более того, для тысяч энтузиастов это стало основным источником дохода: зритель при желании может поддержать стримера, пожертвовав ему определенную сумму.

В этой сфере лидерство стабильно остается за киберспортсменами, ведущими трансляцию игрового процесса.
Стоит отметить, что главная сложность при этом – удержание внимания аудитории: создать не просто банальное прохождение игры, а настоящее шоу, которое будет интересно смотреть, гораздо сложнее, чем настроить оборудование и передавать потоковое мультимедиа приемлемого качества.

Как и любая технология, эта не стоит на месте и стремительно развивается. Возможно, через несколько лет потоковая передача видео откроет перед пользователями возможности, которые казались фантастикой еще вчера.

В этой статье обобщим информацию по такому популярному на сегодняшний день термину, как потоковое вещание. Рассмотрим основные компоненты и технологии, которые используются для создания Live streaming. Познакомится с основными серверами и кодерами.

Итак, начнем с короткого определения

Потоковое вещание – это доставка мультимедийных потоков информации (видео, аудио) удаленным пользователям, в реальном режиме времени.

Также можно встретить следующие обозначения это термина:

  • Живая трансляция.
  • Потоковое видео.
  • Линейное вещание.
  • Прямая трансляция в Интернет.
  • Трансляция в реальном режиме времени.
  • Потоковая передача мультимедийного контента.
  • Онлайн трансляция.

Примеры потокового вещания

Потоковое вещание может создаваться как компаниями, так и обычными пользователями. В Интернете можно найти довольно много сервисов, которые позволяют любому пользователю создать свою собственную трансляцию за несколько простых шагов. Ниже несколько примеров Live streaming.

  • Прямые видеотрансляции футбольных матчей.
  • Трансляции выступлений конференций.
  • Трансляция пользователем, в сеть Интернет, своего собственного ТВ-канала, например, изображения клетки, с любимым питомцем — попугаем.

Некоторые характеристики потокового вещания

  • Протоколы передачи (MPEG-DASH, HLS, MPEG-TS (UDP), RTMP, RTSP/RTP, HTTP и др.).
  • Разрешение видео.
  • Кодек.
  • Задержка воспроизведения.
  • Битрей потока.

Битрей потока может быть один для всех пользователей, например 500Кбит/сек, но лучше использовать технологии мультибитрейтного или адаптативного вещания, когда битрейт будет изменяться в зависимости от различных условий или характеристик сети. На сегодняшний день все новые сервера поддерживают технологии переключения битрейтов.

Конечные пользователи, в зависимости от ситуации, могут получать потоковое видео на разные устройства

  • Компьютер.
  • Мобильное устройство.
  • Телевизор с доступом в Интернет.

Источники потокового видео

Рассмотрим на примере трансляции с камеры. Для того чтобы организовать отправку изображения с камеры, необходимо в первую очередь, захватить и кодировать видео сигнал с камеры кодером. Далее кодер отправляет поток на медиа сервер, к которому уже подключаются удаленные пользователи и запрашивают трансляцию для просмотра.

Примеры кодеров.

  • Flash Media Live Encoder.
  • Telestream WireCast.
  • Haivision KulaByte Encoders.
  • Microsoft Expression Encoder Pro.
  • Flash web приложение.

Примеры Медиа серверов

  • Adobe Flash Media Streaming Server.
  • Wowza Streaming Server.
  • Red5 (бесплатный).
  • Erlyvideo (бесплатный).
  • Microsoft IIS Media Services.
  • RealNetworks Helix Universal Server.

Подробнее почитать про медиа сервера вы можете в одной из моих статей.

Плееры для просмотра потокового вещания

  • Flash медиа плеер.
  • HTML5 видео плеер.
  • VLC плеер.

Популярные видео кодеки

  • H.264, H.263, VP6.

Популярные аудио кодеки

  • MP3, AAC.

Рассмотрим отличие мультимедийных потоков Видеочата от Потокового видео

По сути, видеочат — это множество одновременных взаимодействий по средствам передачи потокового видео. Но, как правило, Live streaming не предусматривает обратной связи через передачу видео и аудио с удаленными пользователями. В некоторых случаях пользователи все же могут влиять на сюжет видеотрансляции. Например, если это трансляция конференции, пользователь, как правило, может задавать вопросы в текстовом чате или по электронной почте, которые просматриваются и передаются выступающему человеку модераторами онлайн трансляции.

В данной статье мы только обозначили некоторые аспекты, связанные с Live streaming. В будущем я планирую более подробно писать об отдельных технологиях связанных с потоковой передачей.

Если вам нужно что-то настроить или получить консультацию по медиа-серверам и системам, можете обращаться ко мне и нашей команде через форму контактов.

До встречи! Всем хорошего настроения!

Ссылка на основную публикацию
Что такое asus vibe
Файл asusvibe2.0.exe из ASUSTeK Computer Inc является частью AsusVibe2 0. asusvibe2.0.exe, расположенный в c:program files (x86)asusasusvibeasusvibe2.0.exe с размером файла 924336...
Что делать если виснет браузер
Автор Юрий Белоусов · 18.03.2019 Пользователи могут столкнуться с неприятной ситуацией, когда браузер Опера зависает, виснет, подвисает, тормозит, лагает, глючит....
Что делать если винда 10 не запускается
В нашей сегодняшней статье будет рассмотрен ряд случаев, связанных с отказом запуска операционной системы Windows 10 на компьютере или ноутбуке....
Что такое elm agent на андроид
Практически каждый пользователь мобильных устройств, рано или поздно, пытается разобраться в настройках, просматривать установленные приложения и сервисы. При просмотре списка...
Adblock detector