Что такое режим vga

Что такое режим vga

VGA (англ. Video Graphics Array ) — компонентный видеоинтерфейс, используемый в мониторах и видеоадаптерах. Выпущен IBM в 1987 году для компьютеров PS/2 Model 50 и более старших [1] .

Видеоадаптер VGA, в отличие от предыдущих видеоадаптеров IBM (MDA, CGA, EGA), использует аналоговый сигнал для передачи цветовой информации. Переход на аналоговый сигнал был обусловлен необходимостью сокращения числа проводов в кабеле. Также аналоговый сигнал давал возможность использовать VGA-мониторы с последующими видеоадаптерами, которые могут выводить большее количество цветов [2] .

Официальным последователем VGA стал стандарт IBM XGA, фактически же он был замещен различными расширениями к VGA, известными как «Super VGA» (SVGA).

Термин VGA также используется для обозначения 15-контактного разъёма VGA для передачи аналоговых видеосигналов при различных разрешениях.

Содержание

Архитектура видеоадаптера VGA [ править | править код ]

VGA (так же, как и EGA) состоит из следующих основных подсистем (словом «секвенсер» называли [ кто? ] набор регистров управления доступом к плоскостям видеопамяти):

  • Графический контроллер (Graphics Controller), посредством которого происходит обмен данными между центральным процессором и видеопамятью. Имеет возможность выполнять битовые операции над передаваемыми данными.
  • Видеопамять (Display Memory), в которой размещаются данные, отображаемые на экране монитора. 256 кБ DRAM разделены на четыре цветовых слоя по 64 кБ.
  • Последовательный преобразователь (Serializer или Sequencer) — преобразует данные из видеопамяти в поток битов, передаваемый контроллеру атрибутов [3] .
  • Контроллер атрибутов (Attribute Controller) — с помощью палитры преобразует входные данные в цветовые значения.
  • Синхронизатор (Sequencer) — управляет временны́ми параметрами видеоадаптера и переключением цветовых слоёв.
  • Контроллер ЭЛТ (CRT Controller) — генерирует сигналы синхронизации для ЭЛТ[4][5] .

В отличие от CGA и EGA, основные подсистемы располагаются в одной микросхеме, что позволяет уменьшить размер видеоадаптера (EGA тоже был реализован в одном чипе, по крайней мере его тайваньские неоригинальные клоны). В компьютерах PS/2 видеоадаптер VGA интегрирован в материнскую плату [2] .

Отличия от EGA [ править | править код ]

VGA полностью аналогичен EGA (включая плоскостную видеопамять в 16-цветных режимах и секвенсор для доступа процессора к ней), за исключением нижеследующего:

  • иной разъем и кабель к монитору (и иные мониторы), аналоговый, а не 2 бита на цвет. Этот разъем и кабель не менялись около 15 лет (до появления цифровых пакетно-ориентированных технологий DVI, HDMI и DisplayPort, пришедших из мира бытовой видеотехники) и использовались далее в куда более высоких разрешениях. Даже стандартные VGA мониторы сплошь и рядом были способны показывать режим 800×600 при использовании с более современной видеокартой (все зависело от качества блоков развертки монитора и их способности не сорвать генерацию на таких повышенных частотах). В настоящее время (все современные видеокарты совместимы с VGA сверху вниз) слово «VGA» в обиходе означает именно этот тип подключения монитора, ныне устаревший, но все ещё актуальный;
  • 18-битные цвета в палитре вместо 6-битных, такой богатый набор позволял, например, реализовать ночь, плохую погоду, «заколдованные» режимы и мерцающие цвета в играх одной лишь палитрой (как в игре «Ultima VII»);
  • наличие 256-цветных режимов, стандартный — 320×200, недокументированными (на деле документированными в документациях на аппаратуру VGA, но не включенными в BIOS и его документацию) ухищрениями можно было получить 320×240 (квадратные пиксели, т. н. «режим VGA-X») и выше;
  • максимальный 16-цветный режим — 640×480 (квадратные пиксели);
  • во всех 200-строчных графических режимах скан-линия повторялась 2 раза, что давало 400 физических строк развертки монитора, что сильно улучшало качество картинки даже в младших режимах (отсутствие щелей между строк развертки);
  • высота ячейки знакогенератора — 16 скан-линий, а не 14, как у EGA, что давало те же 400 строк развертки во всех текстовых режимах (кроме режимов совместимости со знакогенератором EGA). Таким образом, VGA всегда использовал 400 строк развертки, кроме двух старших 16-цветных режимов, где их было 480 и 350. Режим VGA-X также использовал 480 строк;
  • все регистры (палитры, секвенсера и т. д.) доступны на чтение, EGA имел ряд регистров «только для записи» (например, палитра).

Текстовые режимы [ править | править код ]

В стандартных текстовых режимах символы формируются в ячейке 9×16 пикселов, возможно использование шрифтов других размеров: 8-9 пикселов в ширину и 1-32 пиксела в высоту. Размеры самих символов, как правило, меньше, так как часть пространства уходит на создание зазора между символами. Функция для выбора размера шрифта в BIOS отделена от функции выбора видеорежима, что позволяет использовать различные комбинации режимов и шрифтов. Имеется возможность загрузки восьми и одновременного вывода на экран двух различных шрифтов [2] [6] .

В VGA BIOS хранятся следующие виды шрифтов и функции для их загрузки и активации:

  • 8×16 пикселей (стандартный шрифт VGA),
  • 8×14 (для совместимости с EGA),
  • 8×8 (для совместимости с CGA).

Как правило, эти шрифты соответствуют кодовой странице CP437. Также поддерживается программная загрузка шрифтов, которую можно использовать, например, для русификации [7] .

Доступны следующие стандартные режимы:

  • 40×25 символов, 16 цветов, разрешение 360×400 пикс.;
  • 80×25 символов, 16 цветов, разрешение 720×400 пикс.;
  • 80×25 символов, монохромный, разрешение 720×400 пикс. [4]

Хотя в текстовых режимах VGA одно знакоместо имеет ширину 9 пикселей, в данных знакогенератора определяются только 8 из них (8 бит одного байта на строку); пиксели правой колонки символьной матрицы определяется автоматически: пустыми (для символов в диапазоне 0x00-0xAF и 0xE0-0xFF) или такими же, как пикселы 8-й колонки (для символов псевдографики в диапазоне 0xB0-0xDF). Режим повтора 8й колонки мог быть отключен через регистр (через запрос BIOS никак). Так же, через регистры, можно было переключить текстовый режим c 9 колонок на 8 колонок для символа (так же как переключались графические режимы 320/360 точек в строке), что было нужно для некоторых матриц ноутбуков. Стандартные шрифты при этом обычно слипались, и нужно было загружать собственные (в BIOS более узкие шрифты обычно были прописаны вендором, но русские шрифты загружались сторонними программами, например KeyRus).

Используя шрифты меньших размеров, чем стандартный 8×16, можно увеличить количество строк в текстовом режиме. Например, если включить шрифт 8×14, то будет доступно 28 строк. Включение шрифта 8×8 увеличивает количество строк до 50 (аналогично режиму EGA 80×43) [8] [9] .

В текстовых режимах для каждой ячейки с символом можно указать атрибут, задающий способ отображения символа. Существует два отдельных набора атрибутов — для цветных режимов и для монохромных.

Атрибуты цветных текстовых режимов позволяют выбрать один из 16 цветов символа, один из 8 цветов фона и включить или отключить мерцание (возможность выбора мерцания можно заменить на возможность выбора одного из 16 цветов фона), что совпадает с возможностями CGA.

Атрибуты монохромных режимов совпадают с атрибутами, доступными у MDA, и позволяют включать повышенную яркость символа, подчёркивание, мерцание, инверсию и некоторые их комбинации [2] .

Графические режимы [ править | править код ]

В отличие от своих предшественников (CGA и EGA) видеоадаптер VGA имел видеорежим с квадратными пикселами (то есть, на экране с соотношением сторон 4:3 соотношение горизонтального и вертикального разрешений было также 4:3). У адаптеров CGA и EGA пикселы были вытянуты по вертикали.

Стандартные графические режимы [ править | править код ]

  • 320×200 пикс., 4 цвета.
  • 320×200 пикс., 16 цветов.
  • 320×200 пикс., 256 цветов (новый для VGA).
  • 640×200 пикс., 2 цвета.
  • 640×200 пикс., 16 цветов.
  • 640×350 пикс., монохромный.
  • 640×350 пикс., 16 цветов.
  • 640×480 пикс., 2 цвета. При разрешении 640×480 пикселей имеет пропорции 1:1 (новый для VGA).
  • 640×480 пикс., 16 цветов (новый для VGA) [4] .

Нестандартные графические режимы (X-режимы) [ править | править код ]

Перепрограммирование VGA позволяло достичь более высоких разрешений по сравнению со стандартными режимами VGA. Наиболее распространённые режимы таковы:

  • 320×200, 256 цветов, 4 страницы. Ничем внешне не отличающийся от режима 13h (320×200, 256 цветов), этот режим имел четыре видеостраницы объёмом чуть менее 64 кБ каждая. Это позволяло реализовать двойную и даже тройную буферизацию.
  • 320×240, 256 цветов, 2 страницы. В этом режиме страниц меньше, зато пиксели имеют пропорции 1:1 (квадратные).
  • 360×480, 256 цветов, 1 страница. Наибольшее разрешение на 256 цветах, которое позволяет VGA.

Во всех этих режимах используется плоскостная организация видеопамяти, концептуально похожая на используемую в 16-цветных режимах, но использующая для формирования цвета по 2 бита из каждой плоскости, а не по 1 — то есть биты 0-1 байта 0 в плоскости 0 давали биты 0-1 цвета пиксела 0, те же биты в плоскости 1 — биты 2-3 цвета, и т. д. Следующие биты того же байта давали цвета следующих пикселов, то есть 4 расположенные «один параллельно другому» по одному адресу байта в 4 плоскостях задавали цвет 4 пикселов.

Такая организация видеопамяти позволяла использовать всю видеопамять карты, а не только плоскость 0 в 64К, для формирования 256-цветного изображения, что давало возможность использования высоких разрешений или многих видеостраниц.

Для работы с такой памятью использовался тот же секвенсер, что и в 16-цветных режимах.

Зато из-за особенностей контроллера видеопамяти копирование данных в видеопамять происходит вчетверо быстрее, чем в режиме 13h (это сильно зависит от конкретного машинного кода, исполняющего копирование, и конкретного сценария рисования, а именно заливки сплошным цветом, в общем случае плоскостная видеопамять куда медленнее обычной, и именно потому в SVGA от неё отказались полностью).

Термин «X-режим» (англ. Mode X ) был придуман Майклом Абрашем в 1991 году для обозначения нестандартного режима 320×240 с 256 цветами. Этот режим был открыт (путём изучения IBM-овской документации на аппаратуру VGA, которая в те времена была защищена на правовом уровне и не ходила в виде файлов в публичном доступе, опубликованы были только вызовы VGA BIOS, которые не умели включать эти режимы) различными программистами независимо друг от друга, но стал известным благодаря статьям Майкла Абраша в журнале «Dr. Dobb’s Journal» [10] .

Доброго времени суток. Пришло время потихоньку продолжать, некогда начатый цикл Базиса, а именно, необходимых знаний. Первая часть, напомню, обитает тут.

Я думаю, многие пользователи сталкивались с возможностью (а зачастую даже необходимостью) выбора различных вариантов загрузки Вашей операционной системы. Как раз о них мы и поговорим в данной статье.

Да и, даже если и не сталкивались, то этот материал будет для Вас особенно полезен, ибо здесь Вы почерпнете информацию, которая поможет Вам диагностировать и устранять ряд проблем с Вашим компьютером. Поехали.

Базис знаний и общее описание возможностей

Итак, как уже говорилось выше, помимо обычной загрузки системы, есть ряд режимов, которыми можно воспользоваться в целях решения возникающих проблем с работой системы. Список этих режимов и их описание Вы увидите ниже по тексту, а сейчас мы перейдем к тому как ими воспользоваться.

Чтобы мы могли выбрать один из вариантов загрузки Операционной Системы, нам надо при запуске компьютера, перед загрузкой Windows , нажать на кнопку F8 (можно несколько раз, если боитесь пропустить). В какой именно момент? Как раз перед тем самым загрузочным экраном где ползет полосочка Windows и, собственно, нарисованнаписан логотип.

Если мы вовремя успели до появления этого экрана надавить в вышеописанную кнопочку, то нам предложат несколько вариантов загрузки:

  • Безопасный режим.
  • Безопасный режим с загрузкой сетевых драйверов.
  • Безопасный режим с поддержкой командной строки.
  • Включить режим VGA.
  • Загрузка последней удачной конфигурации.
  • Восстановление службы каталогов.
  • Режим отладки.
  • Включить протоколирование загрузки.
  • Обычная загрузка Windows.
  • Перезагрузка.
  • Возврат к выбору операционной системы.

Остановимся на них подробнее:

  • "Безопасный режим" — в этом режиме для запуска Windows используется минимальный набор драйверов устройств и служб. Здесь не учитываются драйверы аудио, видеокарты и интернета, а в автозагрузке присутствуют лишь служебные необходимые для запуска программы, а посему имейте в виду, что ваш антивирус, фаервол и другие установленные Вами программы не будут запущены при старте ОС, если они запускались раньше из автозагрузки.
  • Безопасный режим — это основной диагностический режим для восстановления системы и в нём можно починить автозапуск, если какая-либо программа оттуда не давала пользователю нормально запустить ОС (допустим, что Вы по ошибке поставили два антивируса или утилитудрайвер, которая(ый) вызывает при загрузке bsod), удалить конфликтные драйвера или восстановить систему с помощью встроенных средств восстановления. Здесь же можно провериться на вирусы по средством антивирусных утилит типа CureIt, AVZ (имейте в виду, что программы обновиться не смогут) и пр. В общем, в случае любых проблем со стартом ОС, как правило, первое, что проверяется, — это работоспособность безопасного режима и уже отсюда ведутся все работы по отладке.
  • "Безопасный режим с загрузкой сетевых драйверов" — отличается от предыдущего тем, что позволяет выйти в интернет. Не используйте режим, если у вас не установлен или поврежден драйвер сетевой карты, а также если поврежден драйвер vga.sys .
  • "Безопасный режим с поддержкой командной строки" — аналогично безопасному режиму, только вместо проводника Windows запускается консоль (cmd.exe). Если Вы не знаете что это такое и как этим пользоваться, то рекомендую не использовать данный режим так как он предназначен для опытных пользователей имеющих представление о командах консоли.
  • "Включить режим VGA " — в этом случае Windows запускается с помощью текущего видео драйвера (а не универсально-стандартного vga.sys) в разрешении 640 x 480 . Этот режим используется, когда выбрана конфигурация, которая не поддерживается монитором. Не используйте режим, если у вас повреждена видеокарта или ее драйвер.
  • "Загрузка последней удачной конфигурации " — загружается последняя удачная конфигурация, которая автоматически запоминается Windows при каждом удачном старте системы. Этот режим актуален и порой сильно спасает, если ваша система с недавнего времени отказывается запускаться и безопасный режим не помогает. При старте этого режима подгружаются резервные копии рабочих драйверов и некоторых системных файлов, что особенно удобно в случае, если причиной сбоя является изменение драйверов или повреждение файлов системы. Данный режим не работает, если у вас отключено " Восстановление Системы" (можно проверить, зайдя в "Мой компьютер"→ "Свойства", вкладка "Восстановление системы").
  • "Восстановление службы каталогов" — с его помощью производится восстановление службы каталогов (Active Dirrectory). Если Вы не знаете что это, то можете смело пропускать эту опцию так как она предназначена для опытного сегмента пользователей.
  • "Режим отладки" — в Windows включается режим отладки. Отладочная информация может быть послана по последовательному кабелю на другой компьютер с запущенным отладчиком. Если Вы не знаете как получить/передать отладочную информации и что вообще с ней делать, то пропускайте эту опцию так как она предназначена для опытного сегмента пользователей.
  • "Включить протоколирование загрузки" — данная опция включает протоколирование, т.е.при выборе одного из вариантов безопасной загрузки (кроме «Загрузка последней удачной конфигурации») включается создание протоколов загрузки. Для хранения результатов протоколирования используется файл Ntbtlog.txt из папки %SystemRoot% . В файле содержится информация о том, какие драйверы были загружены, а какие нет. Таким образом можно выявить какой драйвер дает сбой.
  • "Обычная загрузка Windows" — это обычная загрузка Windows 🙂
  • "Перезагрузка" — выполняется перезагрузка компьютера. Ребут — он и в Африке ребут 🙂
  • "Возврат к выбору операционной системы" — возвращает назад к выбору ОС.

На этом, пожалуй, всё.

Послесловие

Итак, теперь мы знакомы с различными вариантами загрузки ОС.

Наиболее полезные опции для рядового пользователя: Безопасный режим , Безопасный режим с загрузкой сетевых драйверов , Загрузка последней удачной конфигурации и, само собой, Обычная загрузка Windows .

Если есть какие-то вопросы, то спрашивайте, — я всегда буду рад ответить на них в комментариях или с помощью формы обратной связи.

PS: Статья написана благодаря человеку под ником “ barn4k “, который является другом и активным помощником проекта. За что ему большое "Спасибо!" 😉

На одной из машин возникла следующая проблема – после загрузки системы, на экране появлялись артефакты и через некоторое время пропадал указатель мыши. Подозрение сразу пало на видеоадаптер. Переустановка и смена драйверов положительных результатов не принесла. Но самое интересное состояло в том, что после включения режима VGA перед загрузкой Windows, все артефакты исчезали и видеокарта продолжала нормально функционировать вплоть до последующей перезагрузки.

Т.е. необходимо было включать режим VGA при каждой загрузке операционной системы (не знаю, с чем это связано – возможно, дефекты видеокарты на аппаратном уровне). Принудительную загрузку в режиме VGA можно выставить в файле boot.ini двумя способами: вручную – открыть файл C:oot.ini и добавить после /fastdetect параметр /basevideo; или же через «Настройку системы» («Пуск» -> «Выполнить» -> msconfig) – во вкладке «BOOT.INI» отметить параметр /BASEVIDEO.

После установки принудительной загрузки в режиме VGA, проблема с артефактами была решена, причем загрузка системы ускорилась раз в 5.

Ссылка на основную публикацию
Что такое asus vibe
Файл asusvibe2.0.exe из ASUSTeK Computer Inc является частью AsusVibe2 0. asusvibe2.0.exe, расположенный в c:program files (x86)asusasusvibeasusvibe2.0.exe с размером файла 924336...
Что делать если виснет браузер
Автор Юрий Белоусов · 18.03.2019 Пользователи могут столкнуться с неприятной ситуацией, когда браузер Опера зависает, виснет, подвисает, тормозит, лагает, глючит....
Что делать если винда 10 не запускается
В нашей сегодняшней статье будет рассмотрен ряд случаев, связанных с отказом запуска операционной системы Windows 10 на компьютере или ноутбуке....
Что такое elm agent на андроид
Практически каждый пользователь мобильных устройств, рано или поздно, пытается разобраться в настройках, просматривать установленные приложения и сервисы. При просмотре списка...
Adblock detector