Составить программу на алгоритмическом языке

Составить программу на алгоритмическом языке

Языки программирования – это искусственные языки записи алгоритмов для исполнения их на ЭВМ. Программирование (кодирование) — составление программы по заданному алгоритму.

Виды языков программирования

Формализованный язык, предназначенный для описания программ и алгоритмов решения задач на ЭВМ. Языки программирования являются искусственными. В них синтаксис и семантика строго определены. Поэтому они не допускают свободного толкования выражения, что характерно для естественного языка.

Языки программирования разделяются на две основные категории языки высокого уровня и языки низкого уровня :

Язык высокого уровня — Язык программирования, средства которого обеспечивают описание задачи в наглядном, легко воспринимаемом виде, удобном для программиста. Он не зависит от внутренних машинных кодов ЭВМ любого типа, поэтому программы, написанные на языках высокого уровня, требуют перевода в машинные коды программами транслятора либо интерпретатора.

Язык низкого уровня — Язык программирования, предназначенный для определенного типа ЭВМ и отражающий его внутренний машинный код

Различают также следующие виды языков программирования:

Алгоритмический — Совокупность символов, соглашений и правил, используемых для однозначного описания алгоритмов и обычно являющаяся часть языка программирования

Неалгоритмический язык — Язык программирования, тексты которого не содержат указаний на порядок выполнения операций и служат лишь исходным материалом для синтеза алгоритма решения задачи;

Формальный язык– Язык программирования, построенный по правилам некоторого логического исчисления или формальной грамматики [formal grammar ], представляющей собой систему правил построения в заданном алфавите конечных знаковых последовательностей, множество которых образует формальный язык;

Исходный язык — Язык программирования, на котором написана программа, в отличие от машинного языка, на котором программы выполняются компьютером. Исходные языки классифицируются на языки высокого уровня и языки низкого уровня .

Машинный ( абсолютный ) язык , язык ЭВМ — Язык программирования, предназначенный для представления программ в форме, обеспечивающей возможность их выполнения техническими средствами;

Машинозависимый ( машинно-ориентированный ) язык , машинозависимыйязык программирования — Язык программирования, учитывающий структуру и характеристики ЭВМ определенного типа или конкретной ЭВМ;

Машиннонезависимый язык— Язык программирования, структура и средства которого не связаны ни с какой конкретной ЭВМ и позволяют выполнять составленные на нем программы на любой ЭВМ, снабженной трансляторами с этого языка;

Символический язык , язык символического кодирования — Язык программирования, ориентированный на конкретные ЭВМ и основанный на кодировании машинных операций при помощи определенного набора символов;

Транслятор — комплекс программ, обеспечивающих переход программы написанной на символическом языке, переводящим в совокупность машинных программ.

Интерпретатор – это транслятор, обеспечивающий перевод каждого конкретного алгоритмического языка в машинные команды и выполнение этой конструкции на компьютере

Компилятор– это транслятор, обеспечивающий переход программ написанных на алгоритмическом языке в совокупность машинных программ без выполнения на компьютере

Программа на алгоритмическом языке – совокупность описаний и действий, представляющая единый алгоритм.

Дата добавления: 2015-07-13 ; Просмотров: 630 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Линейный алгоритм

Линейным называется алгоритм, в котором команды выполняются последовательно друг за другом. Это самая простая конструкция. Программирование линейных алгоритмов освоить очень легко. Для написания простых программ на паскале разберем основные правила записи кода.

Структура программы на языке Паскаль

Прежде чем самостоятельно писать программы, разберем ее структуру на примере. Ниже приведен код программы, кото­рая вычисляет сумму двух чисел и выводит ее на экран.

Заголовок программы

Текст программы начинается со слова program. После него записывается имя программы. Данная строка носит информативный характер и ее можно не писать.

Раздел подключения модулей начинается со служебного слова uses, за которым следует список имен модулей, перечисляемых через запятую.

Раздел описаний может включать разделы описания переменных, констант, меток, типов, процедур и функций, которые следуют друг за другом в произвольном порядке. Раздел подключения модулей и раздел описаний меток, констант и др. могут отсутствовать.

Раздел описания переменных

Раздел программы, обозначенный служебным словом var, содержит описание переменных с указанием их типов. Они используются для хранения исходных данных, результатов вычисления и промежуточных результатов.

Комментарии в программе можно записывать внутри фигурных скобок. Они игнорируются во время выполнения программы. Эти пояснения вы пишите только для себя.

В нашем примере переменные с именами X и Y используются для хранения исходных данных. Переменная с именем Z используется для хранения результата вычислений.

Имя переменной может записываться большими или маленькими латинскими буквами. Имя может содержать цифры, знак подчеркивания и не должно начинаться с цифры. Прописные и строчные символы считаются одинаковыми. В качестве имени нельзя использовать служебное слово языка Pascal.

Переменные одного типа можно указать в одной строке через запятую. После ставится двоеточие и указывается тип, к которому принадлежат переменные. Тип определяет допустимый диапазон значений.

Принадлежность переменной к типу integer означает, что она может хранить только целые числа. Если требуется хранить действительные (дробные) числа, тогда используется тип real.

Тело программы

Все что находится между служебными словами Begin и end — тело программы. Здесь записываются основные команды.

Оператор присваивания значений переменным имеет следующую структуру: переменная := выражение

Значок : = (двоеточие, равно) читается как «присвоить».
Умножение обозначается символом * (звездочка), деление — символом / (слеш).

Вывод результата выполняет команда write.

Каждая строка содержащая команду на языке Паскаль обязательно заканчивается символом «точка с запятой».

Команды ввода и вывода

Команда Read

В первом примере мы присвоили значения переменным непосредственно в тексте программы. Но так как программа пишется для решения множества однотипных задач, то удобнее задавать значения переменным во время ее работы. Для этого применяется команда read, которая позволяет ввести текстовые или числовые данные с клавиатуры.

Читайте также:  Как в инстаграмме добавить адрес в профиле

Модифицируем код программы из примера выше.

Теперь ввод значений переменных Х и У будет осуществляться по запросу работающей программы. В этот момент нужно будет с клавиатуры ввести два числа через пробел и нажать клавишу Enter, чтобы продолжить выполнение программы.

При работающей программе в системе программирования PascalABC появится строка ввода данных. Там и пишутся значения переменных.

Команда Write

В предыдущем примере, при работе программы, не совсем понятно, что нужно вводить и что за числа появляются на экране по завершению работы программы. Поэтому изменим код программы, чтобы у нее появился минимальный пользовательский интерфейс. Для этого задействуем уже знакомую нам команду Write.

Теперь посмотрите, как добавленные строки повлияли на работу программы.


У нас появились подсказки. Посмотрите на команду write. В качестве ее аргумента был использован текст, заключенный в апострофы. И еще, появилось окончание ln у оператора write. Именно оно заставляет последующий вывод информации делать с новой строки. Это же окончание можно использовать совместно с оператором read.

Также поменялся вывод результата. Здесь тоже появилась подсказка.

Примеры программ на паскале — задания на линейные алгоритмы

Задание 1. Модифицировать программу так, чтобы она вычисляла и выводила на экран сумму и произведение трех целых чисел.

Решение:

Задание 2. Дана длина ребра куба а. Найти объем куба V=a 3 и площадь его поверхности S=6a 2 .

Решение:

Хотите подробнее узнать о системе PascalABC и начать писать в ней свои первые программы, тогда статья «Знакомство с PascalABC» для вас.

Парадигмы программирования.

Паради́гма программи́рования — это совокупность идей и понятий, определяющая стиль написания программ. Парадигма, в первую очередь, определяется базовой программной единицей и самим принципом достижения модульности программы. В качестве этой единицы выступают определение (декларативное, функциональное программирование), действие (императивное программирование), правило (продукционное программирование), диаграмма переходов (автоматное программирование) и др. сущности. В современной индустрии программирования очень часто парадигма программирования определяется набором инструментов программиста, а именно, языком программирования и используемыми библиотеками.

Парадигма программирования определяет то, в каких терминах программист описывает логику программы. Например, в императивном программировании программа описывается как последовательность действий, а функциональном программировании представляется в виде выражения и множества определений функций (слово определение (англ. definition) следует понимать в математическом смысле). В популярном объектно-ориентированном программировании программу принято рассматривать как набор взаимодействующих объектов. ООП есть по сути императивное программирование, дополненное принципом инкапсуляции данных и методов в объект (принцип модульности) и наследованием (принципом повторного использования разработанного функционала).

Важно отметить, что парадигма программирования не определяется однозначно языком программирования — многие современные языки программирования являются мультипарадигменными, то есть допускают использование различных парадигм. Так на языке Си, который не является объектно-ориентированным, можно писать объектно-ориентированным образом, а на Ruby, в основу которого в значительной степени положена объектно-ориентированная парадигма, можно писать согласно стилю функционального программирования.

Языки программирования. Программа на алгоритмическом языке.

Язы́к программи́рования — формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, задающих внешний вид программы и действия, которые выполнит исполнитель (компьютер) под ее управлением.

  • Функция: язык программирования предназначен для написания компьютерных программ, которые применяются для передачи компьютеру инструкций по выполнению того или иного вычислительного процесса и организации управления отдельными устройствами.
  • Задача: язык программирования отличается от естественных языков тем, что предназначен для передачи команд и данных от человека к компьютеру, в то время, как естественные языки используются для общения людей между собой. В принципе, можно обобщить определение «языков программирования» — это способ передачи команд, приказов, чёткого руководства к действию; тогда как человеческие языки служат также для обмена информацией.
  • Исполнение: язык программирования может использовать специальные конструкции для определения и манипулирования структурами данных и управления процессом вычислений.

Структура программы на turbo Pascal:

Структура программы

• В разделе program присваивается имя программы (не файла), по которому эта программа может быть вызвана из другой программы.

• Разделы beginendобязательны. Это раздел является составным оператором и часто встречается в программе более одного раза.

• Раздел varрезервирует место переменным в оперативной памяти. Их следует обязательно назвать и перечислить.

• Раздел const объявляет постоянные, хотя их величины есть в библиотеке программы

• Для подключения новых библиотек используется модуль uses(использования), где перечисляются имена библиотек, чьи команды в программе обязательно понадобятся.

• Команда uses system подключается автоматически.

• В конце программы обязательно ставится точка, после нее редактор ничего не видит в тексте.

Алгоритм и его свойства.

Алгоритмом называется точная инструкция исполнителю в понятной для него форме, определяющая процесс достижения поставленной цели на основе имеющихся исходных данных за конечное число шагов.

Основными свойствами алгоритмов являются:

1. Универсальность (массовость) — применимость алгоритма к различным наборам исходных данных.

2. Дискретность — процесс решения задачи по алгоритму разбит на отдельные действия.

Читайте также:  Php удалить html теги из текста

3. Однозначность — правила и порядок выполнения действий алгоритма имеют единственное толкование.

4. Конечность — каждое из действий и весь алгоритм в целом обязательно завершаются.

5. Результативность— по завершении выполнения алгоритма обязательно получается конечный результат.

6. Выполнимость — результата алгоритма достигается за конечное число шагов.

Алгоритм считается правильным, если его выполнение дает правильный результат. Соответственно алгоритм содержит ошибки, если можно указать такие допустимые исходные данные или условия, при которых выполнение алгоритма либо не завершится вообще, либо не будет получено никаких результатов, либо полученные результаты окажутся неправильными.

Выделяют три крупных класса алгоритмов:

— вычислительныеалгоритмы, работающие со сравнительно простыми видами данных, такими как числа и матрицы, хотя сам процесс вычисления может быть долгим и сложным;

— информационные алгоритмы, представляющие собой набор сравнительно простых процедур, работающих с большими объемами информации (алгоритмы баз данных);

— управляющие алгоритмы, генерирующие различные управляющие воздействия на основе данных, полученных от внешних процессов, которыми алгоритмы управляют.

Алгоритмический язык Pascal. Основные понятия языка.

Паскаль — высокоуровневый язык программирования общего назначения. Один из наиболее известных языков программирования, широко применяется в промышленном программировании, обучении программированию в высшей школе, является базой для большого числа других языков.

Особенностями языка являются строгая типизация и наличие средств структурного (процедурного) программирования. В Паскале сведены к минимуму возможные синтаксические неоднозначности, а сам синтаксис автор постарался сделать интуитивно понятным даже при первом знакомстве с языком.

Как и любой алгоритм, являющийся, как вы помните, последовательностью инструкций, программа на языке Паскаль состоит из команд (операторов), записанных в определенном порядке и формате.

Команды позволяют получать, сохранять и обрабатывать данные различных типов (например, целые числа, символы, строки символов, т.д.). Однако кроме команд в записи программы участвуют еще так называемые "служебные слова". Это и есть элементы формальности, организующие структуру программы. Их не так много, но их значение трудно переоценить. Служебные слова можно использовать только по своему прямому назначению. Переопределять их не разрешается.

Вам уже известно, что основное назначение компьютера — облегчить человеку работу с большими объемами информации, поэтому подавляющее большинство программ построено по одному, довольно простому принципу: получение данных из внешнего мира (ввод), обработка их по соответствующему алгоритму, хранение необходимой информации и вывод во внешний (по отношению к компьютеру) мир полученных результатов. Все эти действия реализуются через имеющиеся в языках программирования команды, алгоритмические структуры и структуры данных.

Строки в языке Pascal.

Строки символов представляют собой последовательности символов и аналогичны массивам с типом CHAR. Их отличием является то, что число символов или длина строки, может меняться в интервале от нуля до заданного верхнего значения. Объявление строки символов осуществляется с помощью зарезервированного слова STRING:

String[максимальная длина строки]; длина строки – целочисленная константа в интервале 1-255.

Var St1: string[30]; s:string;- в данном случае длина строки будет равна максимальной 255 символов. Примеры объявлений:

Type Фамилия = string[15];

Для хранения каждого символа строки обычно требуется 1 байт. Число в нулевом байте определяет в данный момент времени длину строки. Как и к массиву, к отдельным символам строки можно обратится с помощью индексов в квадратных скобках: F[3]; Нулевой индекс определяет позицию в которой содержится длина строки.

Работа со строками.

1. Присваивание: St:=’Pascal’; s:= ‘Дима’;

2. Оператор сцепления (склеивания) + : результатом является строка, длина которой равна сумме длин строк операндов.

3. Операторы отношения (>, , >=, :=…;

End;

В отличии от процедуры, для имени функции указан ее тип .

Вызов подпрограммы-процедуры из основной программы производится оператором вида:

здесь имяП– имя подпрограммы, а содержит перечисление имен данных в вызывающей программе, которые соответствуют списку формальных параметров. Каждый фактический параметр должен иметь тот же тип, что и соответствующий ему формальный параметр.

Следует отметить, что список формальных параметров может отсутствовать.

Вызов подпрограммы-функции из основной программы может производиться по-разному:

здесь переменная y должна иметь тип ;

S: =z* имяФ( )+x/ имяФ ( ) .

Во втором случае вызов функции производится внутри арифметического выражения с разными фактическими параметрами. Подпрограмму в виде функции следует оформлять, если результатом является значение одной переменной.

Типы соответствующих формальных и фактических параметров должны совпадать, а имена могут совпадать или быть различными. Существуют три вида формальных параметров: параметры – значения, параметры – переменные, параметры константы. Вместо параметров-значений можно подставлять имена переменных, значения переменных или выражения, вместо параметров-переменных подставляются имена переменных. Функция и параметры-переменные возвращают во внешнюю программу значения, полученные после окончания работы функции или процедуры. Изменения параметров-значений в процедуре носит локальный характер, во внешней программе соответствующие фактические параметры не изменяются. Если не требуется передавать во внешнюю программу новые значения, то следует использовать параметры-значения, а не параметры-переменные. В дальнейшем, если не оговаривается особо, все сказанное к процедуре относится также и к функции.

В процедуре (функции) можно использовать локальные метки, константы и переменные, описав их в разделе описания процедуры. Локальные имена не должны совпадать с именами формальных параметров, а их значения не передаются во внешнюю программу. Метки, константы и переменные, описанные во внешней программе раньше, чем сама процедура, называются глобальными по отношению к вызываемой процедуре. Если локальные и глобальные имена совпадают, то в процедуре используются локальные значения, а во внешней программе — глобальные значения, т. е. локальные и глобальные идентификаторы независимы. Если имя глобальной переменной уникально (в процедуре не описывается переменная с таким же именем) и ее значение в процедуре изменяется, то оно изменяется и во внешней программе. Вызывая в программе процедуру программист использует ее имя и параметры не анализируя, а часто и не зная содержимого процедуры. Поэтому в целях универсальности процедур следует все значения в процедуру передавать через список параметров, а переменные внутри процедуры описывать, т. е. делать их локальными.

Читайте также:  Самая первая игра в плей маркете

Если процедура описана в другом файле с именем, например, F_PR. pas, то ее можно подключить к программе, указав в разделе описания директиву: .

Функции в языке Pascal.

Функции — это зависимость одной величины от нескольких, у которых есть какие-то исходные данные. Функция описывается следующим образом:

  1. Function имя (параметры): Тип результата;
  2. раздел описаний
  3. begin
  4. команды
  5. имя функции:=выражение
  6. end;

Сначала идёт слово function, затем имя функции, после в скобках параметры функции и если их нет, то скобки не ставятся, и после двоеточия тип результата функции, и точка с запятой. Затем идёт раздел описаний, поскольку это подпрограмма, которая может иметь свои переменные, константы, типы и т.д.

Затем идёт слово begin — начало программы. После идут исполняемые команды. Дальше имени функции присваиваем конечное выражение, то есть возвращаем результат функции, чтобы в дальнейшем можно было бы какой-то переменной присвоить результат выполнения функции. И в конце идёт слово end c точкой запятой.

Результат функции может быть числом, символом, строкой, логическим выражением. Значение функции не может быть массивом.

Если параметры функции одинаковые, то они указываются через запятую, если разные, то через точку с запятой.

Функции в программе можно использовать на ровне со стандартными функциями, например использовать довольно таки короткие и понятные имена, и в скобках принимать нужные параметры.

1. — Наглядность — у функции есть говорящее имя, например если мы написали программу с использованием функции и через месяц открыли её для какого нибудь исправления или дополнения, то это будет гораздо проще сделать, нежели использовать написать программу с каким нибудь циклом, и потом разбираться что он делает, и хуже будет если мы не оставляли комментарии.

2. — Сокращение объёма исходного текста и исполняемого файла.

3. — Удобство отладки — проще отладить маленький кусочек программы, который решает небольшую часть задачи, чем всю программу.

1. — Возможны дополнительные затраты времени — при переходе в функцию надо запомнить из какого места программы это произошло, надо выделить память под локальные переменные, потом удалить внутренние переменные и вернуться в программу.

2. — Требуется внимательное отношение к использованию переменных программы внутри функции.

Локальные (внутренние) переменные функции:

1. — Создаются в специальной области памяти (стеке) только на время работы функции. Из основной программы недоступны.

2. — Значения локальных переменных на момент начала функции не определены — Есть некоторые люди или начинающие программисты или ленивые люди, которые считают что если мы создаём переменную, то мы автоматически кладём в неё нуль, что совсем не так. При создании переменной мы не записываем в неё нуль, а лишь выделяем какое-то место в памяти для записи в него каких-то данных, но мы также не можем быть уверены что в той ячейке памяти ни чего не сохранилось и она пуста, там ведь могло сохраниться значение какой нибудь предыдущей переменной и это значение будет стандартным в наше переменной. Поэтому следует самим положить в эти переменные нули.

3. — Имена локальных переменных могут совпадать с именами глобальных переменных. В этом случае операции совершаются на локальными переменными, если отсутствует явное указание. Но если мы хотим изменить именно значение глобальной переменной с тем же именем, то достаточно перед этим именем в функции написать имя программы и поставить точку, после чего можно смело писать имя глобальной переменной, которое мы хотим изменить.

Параметры — Значения функции:

Параметры бывают двух типов — параметры значения и параметры переменные. Функции работают не с самими данными, а с их копией, то есть если мы даём функцие массив, то он будет весь копироваться, и если он ещё огромный, то придётся подождать.

1. — Функция может получать на вход переменную, выражение или значение соответствующего (или совместимого) типа. (Никаких выражений и явного указания значений)

2. — Функция работает непосредственно с данными, может изменять их.

3. — Так как копия данных не создаётся, то для экономии времени и памяти рекомендуется объёмные параметры (например, массив) делать параметрами-переменными.

Параметр переменная отличается от параметра значение тем, что перед параметром переменной ставится слово var.

Алгоритмы сортировки.

Сортировка массива – это упорядочение его элементов по возрастанию или по убыванию. Общеприняты два метода: метод выбора и метод обмена (пузырька).

Ищем минимальный элемент в массиве и меняем его местами с первым элементом.

Рассматриваем массив со второго элемента … и т.д.

a:array[1..10] of integer;

writeln(‘Введите 10 чисел через пробел, затем "Inter"’);

Ссылка на основную публикацию
Соевый соус стебель бамбука классический отзывы
Всем доброго дня!Много мнений по этому поводу, как вы считаете, соевый соус или морская соль, что менее вредно для организма....
Сколько секунд видео можно загрузить в инстаграм
Обновлено - 27 января 2020 IGTV — функция, с помощью которой можно выложить длинное видео в Инстаграм продолжительностью от 15...
Сколько символов на странице ворд
Вы можете посмотреть пример стандартной страницы перевода в формате doc. В рынке переводов можно встретить разные варианты определения условной страницы:...
Соевый соус ямаса отзывы
Полное наименование: Соевый Соус классический (натурально сваренный) Изготовитель: Yamasa Corporation Все характеристики Соевый соус Yamasa: Результаты теста Достоинства Безопасный Не...
Adblock detector