Спуск кэмерона в марианскую впадину

Спуск кэмерона в марианскую впадину

Deepsea Challenger
История аппарата
Флаг государства Частная компания
Порт приписки Панама (порт приписки материнского судна, Mermaid Sapphire)
Спуск на воду январь 2012
Современный статус В строю
Основные характеристики
Тип корабля экспериментальный батискаф
Скорость (подводная) 3 узла
Рабочая глубина погружения 11 км
Экипаж 1 человек
Автономность рабочая 56 часов
Стоимость

7 млн долларов США [1]

Размеры
Водоизмещение 11,8 тонн
Силовая установка
аккумуляторы и 12 электродвигателей
  • Медиафайлы на Викискладе

Deepsea Challenger (DCV 1) — батискаф, на котором 26 марта 2012 года канадский режиссёр Джеймс Кэмерон в одиночку осуществил погружение на дно глубочайшей впадины мирового океана — в «Бездну Челленджера» (Марианская впадина) [2] [3] [4] [5] . Подводный аппарат построен в Сиднее, Австралия, проектно-исследовательской компанией Acheron Project Pty Ltd и содержит научное оборудование и 3D камеры с высоким разрешением [6] .

Содержание

Разработка [ править | править код ]

Deepsea Challenger был втайне построен в Австралии, в сотрудничестве с National Geographic и при поддержке Rolex. В строительстве батискафа и реализации миссии помощь оказали Скриппсовский институт океанографии, Лаборатория реактивного движения и Гавайский университет [7] . Руководил строительством австралийский инженер Рон Аллум. [8]

Характеристики [ править | править код ]

Подводный аппарат предназначен только для одного пилота, так как наружный диаметр сферической гондолы составляет лишь 1,1 метра (внутренний диаметр всего 97 см), что, в свою очередь, обусловлено её большим весом, от которого зависит объём поплавка, заполненного специальной пеной ISOFLOAT (разработана специально для этого проекта Роном Аллумом, состоит из полых стеклянных сфер в полимерной смоле). Твёрдость пены относительна — на предельной глубине размер поплавка всё же ужимается на 5 см. Идея твердой пены повторяет принцип, применённый финскими инженерами в строительстве батискафов «Мир». Поплавок составляет 70 % объёма батискафа. Всё это определяет общие размеры аппарата и желание создателей сделать его более компактным и удобным для транспортировки [9] . Стальная гондола состоит из двух полусфер, отпрессованных из плоских отливок. Значительный слой металла внутри полусфер снят механически, так как металл внутри отливки имеет меньше дефектов. Это тоже опыт изготовления «Миров». Стальные стенки гондолы толщиной 6,4 см были протестированы на способность выдерживать требуемое давление в 114 000 кПа в барокамере Университета штата Пенсильвания [10] . Изготовители батискафов-предшественников не имели такой возможности, в лучшем случае довольствовались испытанием уменьшенных моделей.

Форма батискафа заимствует поведение рыб кораллового рифа, плавающих головой вниз. Это позволяет быстро погружаться и всплывать.

Гондола располагается у основания вертикально-погружаемого аппарата длиной 7,3 метра и весом 11,8 тонн. При транспортировке на судне батискаф находится в горизонтальном положении. Балласт весом 500 кг позволяет аппарату погружаться на необходимую глубину и при его сбросе всплывать на поверхность; если штатная система сброса балласта не сработает, то задействуется вспомогательная электрическая система сброса балласта для всплытия аппарата. На борту имеются два газовых баллона со сжатым кислородом, что позволяет пилоту находиться под водой 56 часов. Система жизнеобеспечения аппарата поглощает углекислый газ, а водяные пары, образующиеся при дыхании и потовыделении, конденсируются на прохладных внутренних стенках гондолы и стекают вниз к её основанию в специальные резервуары. Затем конденсат собирается в сумку и в случае необходимости пилот может выпить воду с помощью специальной трубочки, фильтрующей загрязнения [ источник не указан 380 дней ] .

Периодически, данные о внутреннем давлении, содержании кислорода, температуре воздуха в гондоле отправляются на корабль сопровождения для того, чтобы специалисты наверху могли оценить ситуацию и в случае необходимости вернуть аппарат на поверхность. Одежда пилота является огнестойкой, также на борту имеется костюм с подогревом на случай нештатной ситуации, так как температура воды на большой глубине весьма низкая (+1…+4 °C) [11] [ нет в источнике ] .

Читайте также:  Потерял планшет самсунг как найти

Скорость передвижения субмарины составляет 3 узла по горизонтали и 2,5 по вертикали. Пилот управляет батискафом с помощью джойстика. Аппарат способен разворачиваться вокруг своей оси благодаря 12 электромоторам с водомётными движителями. Скорость всплытия-погружения намного больше и регулируется только сбросом балласта.

На борту находятся 180 систем, 1500 электронных плат, приборы мониторинга и контроля, аккумуляторы, системы жизнеобеспечения, 3D-камеры и светодиодное освещение. [12] Каждая батарея размещается в пластиковом корпусе, погружённом в ванну с силиконовым маслом, что позволяет электронике подвергаться воздействию внешнего давления, не приходя в непосредственный контакт с морской водой. Аппарат снабжен двумя "стрелами", на одной из которых расположены камеры, на другой — прожекторы. Бортовая система связи способна передавать сигнал на расстояние 30 км под водой. Deepsea Challenger оснащён видеокамерой Red Epic 5K с разрешением около 14 мегапикселей, а также наружной осветительной светодиодной панелью длиной в 2,5 метра и сигнальными огнями.

Риски погружения [ править | править код ]

Давление толщи воды на глубине способно деформировать субмарину, повредить её корпус, разрушить иллюминаторы или вывести из строя манипуляторы, что и произошло с одним из них вскоре после начала сбора образцов, отказала гидравлика. [13]

Обилие электроники, сложных систем управления, может привести к пожару из-за возгорания электропроводки или других материалов в воздушной атмосфере гондолы. [13]

Температура воды на глубине колеблется около 0°C, такая температура способна привести к отказу электроники и сбоям систем управления, так, вышла из строя система жизнеобеспечения, из-за отказа которой пришлось прекратить первую попытку погружения, [14] во время второй попытки сломался сонар. [14]

Одной из опасностей, связанной с глубоководным погружением, является перепад температур: так, в начале погружения температура в кабине поднялась до 37°C из-за электроники на борту, но скоро упала до 2°C. [13] Хотя субмарина снабжена специальными системами обогрева, Кэмерон был одет в специальный костюм, который помог бы ему продержаться некоторое время в случае отказа отопления, [13] но всё же надел тёплые носки и обувь. [15]

Возможен риск столкновения со скалами, [16] что несёт опасность для самой субмарины, так как на глубине с высоким давлением забортной воды малейшее механическое повреждение может привести к аварии. [17]

Рекорд [ править | править код ]

Погружение проходило с борта судна Mermaid Sapphire. [18] Оно началось 25 марта около 21:30 по Гринвичу, [19] спустя полтора часа, в 22:52 [20] Джеймс Кэмерон на Deepsea Challenger достиг дна Марианской впадины, максимальная глубина которой составляет почти 11 км [4] [5] [21] . Это стало четвёртым в истории и вторым пилотируемым погружением в «Бездну Челленджера», при этом погружение 2012 года стало первым одиночным и самым длительным из всех [4] .

Первый твит из самой глубокой точки Земли имел следующее содержание:

Только что достиг самой глубокой точки океана. Достижение дна никогда не было столь приятным. Не могу дождаться, чтобы поделиться увиденным с вами @DeepChallenge

Кэмерон взял образцы пород и живых организмов, провёл съёмку, материал которой лёг в основу его документального фильма. [19] На поверхность батискаф поднялся около 03:00 по Гринвичу. [19]

Жизнь на глубине [ править | править код ]

Одним из основных вопросов экспедиции были документальные доказательства жизни на глубине. [19] По словам Кэмерона, единственным живым существом, которое ему попалось на глаза, было нечто, похожее на креветку [14] размером около 2,5-3 сантиметра. [13] В образцах грунта было обнаружено 68 новых видов живых организмов. [23]

Читайте также:  Матрица с нулевой диагональю

Режиссёр совершил погружение в Бездну Челленджера

Итак, случилось то, что ещё несколько недель назад казалось совсем нереальным. Кинорежиссёр Джеймс Кэмерон достиг самой глубокой точки земного шара — Марианской впадины — и благополучно поднялся на поверхность. Сегодня ночью состоялось его погружение, которого с замиранием сердца ждали представители научного мира, близкие Кэмерона и его поклонники во всём мире.

Спуск Кэмерона на батискафе «Глубоководный испытатель» занял 2 часа 36 минут, а подъём даже меньше, чем предполагалось — всего 70 минут. Кэмерон погрузился в Бездну Челленджера — самую глубокую точку Марианской впадины. Там, на дне, режиссёр провел около шести часов, снимая документальный материал на встроенную в батискаф 3D-камеру, а также собирая образцы грунта для научных исследований. Ещё до погружения руководитель проекта Дэвид Возерспун специально для телеканала BBC провёл обзорную экскурсию и рассказал, как устроен батискаф «Глубоководный испытатель»:

Погружение Кэмерона — совместный проект режиссёра, National Geographic Society и часовой компании Rolex — должно было состояться на несколько дней раньше, но команда ждала подходящих погодных условий. Ещё в прошлые выходные об исследовании Кэмероном Марианской впадины не могло быть и речи. В Тихом океане бушевал шторм, и команда специалистов пережидала его на острове Гуам.

Итак, за процессом погружения в режиме реального времени следили друзья и коллеги Кэмерона, члены его команды и жена режиссёра — актриса Сьюзи Эмис. Все они периодически публиковали короткие сообщения в Твиттере. Твит-сообщение от самого Кэмерона со дна океана было короткое и ёмкое:

После подъёма Кэмерон чувствует себя нормально и с нетерпением ждёт, когда сможет поделиться сделанными на дне фотографиями и видео с пользователями и зрителями. В том же Твиттере режиссёра поздравили с успешным спуском актёры Арнольд Шварценеггер и Джессика Альба. Ходили слухи, что при удачном завершении погружения Кэмерон собирался его повторить, однако врач, который готовил Кэмерона к погружению и наблюдает за его здоровьем, сказал, что несмотря на успех перед следующим спуском нужно сделать перерыв и набраться сил.

Ролик, где показан условный путь на дно, проделанный батискафом

Первое погружение в Марианский желоб состоялось 23 января 1960 года. Лейтенант ВМС США Дон Уолш и швейцарский учёный-океанолог Жак Пикард в течение 5 часов спускались на дно, но провели в желобе всего 20 минут — одно из внешних окон их батискафа «Триест» под сильным давлением треснуло.

Положение пилота в сфере «Глубоководного испытателя». Фото с сайта National Geographic

Своё опасное путешествие Кэмерон совершал в сфере пилота диаметром всего 109 сантиметров. Стальная сфера, как в 1960 году, так и сейчас – единственный способ для человека благополучно спуститься на дно океана. Сфера «Глубоководного испытателя» не намного удобнее той, что была у первой экспедиции 1960 года на батискафе «Триест». В таком крохотном пространстве Кэмерон едва мог двигаться в течение почти 9-часового путешествия. Но пришлось установить такой диаметр сферы, так как её размер и вес (она является самой тяжёлой частью аппарата) кардинально влияют на общий размер и вес всего батискафа – чем она тяжелее, тем труднее поднимать батискаф обратно на поверхность.

Готовясь к погружению, Кэмерону даже пришлось заниматься йогой, чтобы развить определённую гибкость и суметь занять в сфере не очень удобную, но единственно возможную позу. Дизайн и конструкция сферы пилота практически не изменились с 1960 года. Это и по сей день – самое безопасное место для пилота на борту батискафа. Когда Кэмерон спустился на дно Марианской впадины, давление на глубине было такой силы, как если бы режиссёр держал на каждом своём плече по 13 автомобилей. И именно сфера защищает пилота в этом случае.

Читайте также:  Запись информации на различных носителях

А вот, какой вид мог открываться Кэмерону из батискафа. Компьютерное анимационное видео

А вот, что Джеймс Кэмерон рассказал на пресс-конференции, спустя несколько часов после своей подводной экспедиции.
Джеймс Кэмерон стал третьим человеком, кто рискнул опуститься на 11-километровую глубину и первым, кто сделал это в одиночку. Он совместил приятное с полезным — снял материал для нового документального проекта и черпал вдохновение для создания следующей части «Аватара». Но самое главное, он на время утолил свою непреодолимую жажду знаний, исследований и приключений:

Впервые на дно Марианской впадины (глубина — 11,5 км), самого глубокого из известных на Земле океанического жёлоба, люди опустились с помощью батискафа Триест 23 января 1960 года. Ими были лейтенант ВМС США Дон Уолш (Don Walsh) и инженер Жак Пикар (Jacques Piccard). С тех пор и до последнего времени человек не опускался на эту глубину.

Голливудский режиссёр Джеймс Кэмерон в батискафе Deepsea Challenger

Спустя 52 года повторил этот путь к самой глубокой точке океана режиссёр «Аватара» и «Титаника» Джеймс Кэмерон, который 25 марта успешно погрузился на дно Марианской впадины и вернулся на поверхность. На специальном вертикальном батискафе Deepsea Challenger он через два часа после начала погружения достиг дна к 7:52 утра по местному времени. Там он пробыл в течение трёх часов, производя съёмку и сбор образцов, после чего успешно вернулся на поверхность.

Батискаф Deepsea Challenge с Джеймсом Кэмероном опускается в глубины Тихого океана

Первые люди, погрузившиеся на дно Марианской впадины, пробыли там всего 20 минут, сделав минимальный объём работы и почти ничего, кроме поднявшейся от погружения грязи и ила, не увидев. Прошедшие десятки лет не прошли даром. Батискаф господина Кэмерона был оснащён как следует — этого и следовало ожидать от человека, снявшего один из самых впечатляющих художественных стереоскопических фильмов и немало документальных картин о подводном мире.

25 марта в 7:52 по местному времени режиссёр достиг дна и вскоре после этого сделал самый глубоководный в мире твит (@jimcameron): «Только что достиг самой глубокой точки океана. Достижение дна никогда не доставляло столько удовольствия. С нетерпением жду, когда смогу поделиться с вами тем, что увидел»

Deepsea Challenger был оснащён множеством стереоскопических камер, башней светодиодной подсветки, батометром для взятия проб, роботизированным манипулятором и специальным устройством, способным захватывать небольшие подводные организмы с помощью всасывания. Сам глубоководный аппарат создан в Австралии и имеет длину 7 метром при весе 11 тонн. Отсек же, в котором ютился Джеймс Кэмерон, представляет собой сферу с внутренним диаметром чуть больше метра и предполагает только сидячее положение.

Аппарат Deepsea Challenge опускался на дно со скоростью 3—4 узла

Режиссёр перед погружением в интервью ВВС сказал, что это была его мечта: «Я вырос на научной фантастике во времена, когда люди жили в научно-фантастической реальности. Люди отправлялись на Луну, Кусто изучал океан. Это та среда, в которой я рос, это то, что я ценю с детства».

Джеймс Кэмерон сразу после погружения приветствует исследователя океана капитана военно-морского флота США Дона Уолша

Джеймс Кэмерон в люке Deepsea Challenge готовится к погружению

Другой снимок режиссёра и исследователя океана Дона Уолша (крайний справа), который был вместе с Жаком Пикаром первым человеком, достигшим дна Марианской впадины 52 года назад

Путешествие Джеймса Кэмерона в виде одноминутной анимации

Ссылка на основную публикацию
Соевый соус стебель бамбука классический отзывы
Всем доброго дня!Много мнений по этому поводу, как вы считаете, соевый соус или морская соль, что менее вредно для организма....
Сколько секунд видео можно загрузить в инстаграм
Обновлено - 27 января 2020 IGTV — функция, с помощью которой можно выложить длинное видео в Инстаграм продолжительностью от 15...
Сколько символов на странице ворд
Вы можете посмотреть пример стандартной страницы перевода в формате doc. В рынке переводов можно встретить разные варианты определения условной страницы:...
Соевый соус ямаса отзывы
Полное наименование: Соевый Соус классический (натурально сваренный) Изготовитель: Yamasa Corporation Все характеристики Соевый соус Yamasa: Результаты теста Достоинства Безопасный Не...
Adblock detector